Цель:
консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи:
создание условий для оказания доступной и качественной ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии и риск их появления;
профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе выработка и внедрение действенных механизмов, предотвращающих риски детской инвалидности;
развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;
обеспечение применения современных технологий, продукции реабилитационной направленности для реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
развитие производства современной продукции реабилитационной направленности;
модернизация системы образования в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
изучение современной семьи и современного ребенка для обеспечения поддержки семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
развитие инклюзивной среды в образовании, становление инклюзивной культуры образовательного процесса;
развитие сети отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
N | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки реализации | Ожидаемый результат | |
2021 - 2024 годы | 2025 - 2027 годы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
67. | Разработка и реализация мероприятий по предотвращению детской инвалидности в Орловской области | Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамент образования Орловской области, Департамент физической культуры и спорта Орловской области | 2021 - 2027 годы | К 2024 году утверждены и внедрены региональные межведомственные планы мероприятий по профилактике детской инвалидности; созданы консультационные пункты для семей, получающих услугу ранней помощи по вопросам профилактики детской инвалидности, и организована работа таких консультационных пунктов | Обеспечено повышение качества жизни и социальной адаптации детей-инвалидов и их семей; создана устойчивая межведомственная система предотвращения детской инвалидности, включая меры правового регулирования и управления, необходимую инфраструктуру и ресурсы, механизмы оценки эффективности и контроля; численность детей-инвалидов имеет тенденцию к снижению |
68. | Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения и оказание им психолого-педагогической помощи | Департамент образования Орловской области, организации высшего образования (по согласованию) | 2021 - 2027 годы | Проведены научные исследования по следующим вопросам: о современной популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вариантах их развития, особых образовательных потребностях, психолого-педагогической абилитации (реабилитации); о современной семье ребенка с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения; о новых технологиях обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; о влиянии компьютерных и дистанционных технологий на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; подготовлены рекомендации по перспективам и направлениям развития психолого-педагогической помощи семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития и с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения; разработана система оценки инклюзивной образовательной среды в организациях общего и профессионального образования | Обеспечены раннее выявление, ранняя коррекционная помощь детям, семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития; семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также с детьми с риском развития нарушений вовлечена в реабилитационно-образовательный процесс как полноправный участник; разработаны программно-методическое, учебно-дидактическое и информационно-компьютерное обеспечение общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, а также системы подготовки квалифицированных кадров для указанных обучающихся |
69. | Организация развития системы ранней помощи в Орловской области | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент образования Орловской области | 2021 - 2025 годы | Имеются программные документы по организации и развитию ранней помощи | Реализуются мероприятия по развитию ранней помощи |
70. | Разработка и реализация региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе детей-инвалидов, на основе межведомственного взаимодействия | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент образования Орловской области | 2021 - 2025 годы | Разработаны и реализуются региональные программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе психолого-педагогической | Организовано формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, обеспечивающей своевременность и качество оказания услуг реабилитации и абилитации |
71. | Выявление и тиражирование эффективных социальных практик дистанционного оказания социальных услуг, реабилитационных и абилитационных услуг детям-инвалидам, в том числе проживающим в труднодоступных районах Орловской области | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2022 - 2024 годы | Увеличено количество организаций, предоставляющих социальные реабилитационные и абилитационные услуги детям в дистанционной форме; обеспечены непрерывность и доступность реализации реабилитационных программ | |
72. | Внедрение технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2021 - 2023 годы | Внедрены технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, направленные на повышение качества повседневной жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
73. | Содействие родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке детей к самостоятельной жизни | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2022 - 2024 годы | Обеспечено повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни | |
74. | Тиражирование эффективных региональных практик устойчивого взаимодействия между органами власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2022 - 2024 годы | Широко применяются активные формы поддержки родительских сообществ и другие механизмы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов | |
75. | Совершенствование нормативного и методического обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе инклюзивного образования | Департамент образования Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2021 - 2024 годы | Обеспечено совершенствование региональной нормативно-методической базы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере образования; подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и Орловской области в части организации образования и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как в отдельных образовательных организациях, так и в формате инклюзии (по мере необходимости), с учетом в том числе анализа правоприменительной практики | |
76. | Совершенствование методического обеспечения образования, в том числе инклюзивного, и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Департамент образования Орловской области, организации высшего образования (по согласованию) | 2021 - 2027 годы | Разработаны для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: рукописи учебно-методических комплектов и методических пособий для учителя к ним; рабочие тетради; специальные цифровые образовательные ресурсы, в том числе электронные версии учебников (учебных пособий); интерактивные цифровые образовательные ресурсы с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья разных возрастных и нозологических групп; конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ; внедрены федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях получения общего образования; апробированы и внедрены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы | Обеспечена дифференциация содержания программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с учетом их персонифицированных образовательных потребностей; 100% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью обеспечены учебной литературой |
77. | Совершенствование деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе обновление их инфраструктуры | Департамент образования Орловской области | 2021 - 2027 годы | Создана доступная инфраструктура и обеспечены специальные условия для получения ранней помощи, общего, дополнительного и профессионального образования, профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; созданы современные условия для обучения и воспитания; обновлено содержание образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций; создана сеть ресурсных центров на базе отдельных образовательных организаций, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям) | Созданы условия для 100% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью для получения качественного доступного общего образования, в том числе в формате инклюзии |
78. | Повышение эффективности деятельности базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и ресурсного учебно-методического центра, осуществляющего экспертно-консультационное сопровождение инклюзивного образования | Департамент образования Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2021 - 2027 годы | Доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в 2021 году составляет 45%, ежегодно увеличивается не менее чем на 1%; разработаны и реализованы в 2022 году не менее 5 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ежегодно увеличивается не менее чем на 1 программу) | Доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по результатам проведенного мониторинга составляет не менее 75%; обеспечена разработка и реализация не менее 10 адаптированных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
79. | Реализация региональных комплексов мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Департамент образования Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области | 2021 - 2027 годы | Организовано проведение ежегодных обучающих мероприятий (на федеральном и региональном уровнях) для руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов органов государственной власти, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, конкурсы профессионального мастерства) | Обеспечены психолого-педагогическим сопровождением 100% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей |
80. | Модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | Департамент образования Орловской области, организации высшего образования (по согласованию) | 2021 - 2027 годы | Обеспечены совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, на основе разработанного профессионального стандарта "Учитель-дефектолог"; увеличено число учителей-дефектологов и учителей-логопедов и руководящих и педагогических работников, работающих с указанными обучающимися | Организована сетевая реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" |