В современных условиях усиливается значимость сельской школы в части формирования у детей самостоятельности, навыков коллективного труда, ответственности за малую Родину. Их развитие позволит выпускнику достойно жить и работать как в селе, так и в городе.
В сельской местности проблемы школьного образования, характерные для всего российского образования, обостряются в связи с ограниченностью ресурсов, малочисленностью, наличием значительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим общее, дополнительное и предпрофессиональное образование жителей сельских муниципальных районов Иркутской области в последние годы делает попытки реформироваться и приспосабливаться к меняющейся социально-экономической среде, потому что "...изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху" (из Послания Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года).
Для сельской местности Иркутской области задачи, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" еще более актуальны, чем для городских школ. Это:
1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
2) возможности для самореализации и развития талантов;
3 комфортная и безопасная среда для жизни;
4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
5) цифровая трансформация.
Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны. Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
Очевидно, что определение направлений совершенствования школьного образования на сельских территориях необходимо осуществлять также во взаимосвязи со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.
Одно из ведущих направлений развития сельских территорий - это диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, малого бизнеса и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел.
Развитие системы непрерывного агробизнес-образования должно идти в логичной параллели с национальными проектами "Демография", "Экология", "Производительность труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Цифровая экономика Российской Федерации". В содержании Концепции должны быть отражены основные тренды национального проекта "Образование", сформулированные в федеральных проектах "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Социальная активность".
Субъектами системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области определены: