Одним из основных путей снижения загрязнения природной среды является внедрение экологически чистых технологий, установка современного природоохранного оборудования предприятиями-природопользователями. Проблема заключается в экономической неэффективности природоохранных вложений, поскольку они отвлекают значительную часть финансовых ресурсов, повышают себестоимость продукции. Расширение воспроизводства основных фондов, связанное с внедрением экологически совершенных технологий, и их окупаемость относится к сфере долговременных интересов.
В целях повышения заинтересованности природопользователей в долгосрочных вложениях в сферу улучшения качества очистки сточных вод, охраны атмосферного воздуха, воспроизводства и охраны природных ресурсов области в рамках подпрограммы запланировано оказание государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды, через механизмы субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам на цели, связанные с охраной окружающей среды, и субсидирования затрат по лизинговым платежам на приобретение природоохранного оборудования.
Для достижения целей подпрограммы необходимо усиление экологического надзора за соблюдением природоохранных норм.
Региональный государственный экологический надзор направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
На территории области функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора возложены на Департамент.
Объектами регионального государственного экологического надзора со стороны Департамента являются 4,5 тыс. объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории области.
Среди основных проблем при осуществлении регионального экологического надзора необходимо отметить недостаточность сил и средств для более полного охвата мероприятиями по контролю большего количества подведомственных хозяйствующих субъектов.
Отрицательно сказываются на эффективности исполнения Департаментом надзорной функции следующие факторы:
- отсутствие четких критериев разграничения объектов государственного экологического надзора на объекты федерального и регионального уровня;
- правовая коллизия между требованиями экологической безопасности, оперативностью выявления и предупреждения экологических правонарушений и требованиями законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора);
- недостаточное финансирование и кадровое обеспечение контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды;
- низкие плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы за нарушение природоохранных требований;
- ориентированность критериев эффективности контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды на выявление экологических правонарушений, а не на их предупреждение.
Решение проблемы возможно: