ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2021 года N 130


Об утверждении региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы"

(с изменениями на 18 апреля 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 14.12.2021 N 1017, от 06.05.2022 N 466, от 12.07.2022 N 700, от 18.11.2022 N 1119, от 18.04.2023 N 357)




В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы".


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Половайкину Т.Г.



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 11 марта 2021 г. N 130



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 14.12.2021 N 1017, от 06.05.2022 N 466, от 12.07.2022 N 700, от 18.11.2022 N 1119, от 18.04.2023 N 357)




Паспорт региональной программы

Наименование Программы

Региональная программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки и реализации Программы

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р (далее - Стратегия повышения финансовой грамотности)

Государственный заказчик Программы

Правительство Амурской области

Координаторы Программы

Министерство финансов Амурской области;

Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Благовещенск) (по согласованию);

Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 18.04.2023 N 357)

Основные исполнители Программы

Отделение Благовещенск (по согласованию);

Управление Роспотребнадзора по Амурской области (по согласованию);

УФНС России по Амурской области (по согласованию);

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - Отделение СФР по Амурской области) (по согласованию);

кредитные организации (по согласованию);

уполномоченный по правам человека в Амурской области;

министерство образования и науки Амурской области;

министерство социальной защиты населения Амурской области;

министерство культуры и национальной политики Амурской области;

министерство экономического развития и внешних связей Амурской области;

министерство финансов Амурской области;

управление занятости населения Амурской области;

областные учреждения, подведомственные основным исполнителям Программы;

некоммерческие организации (по согласованию);

общественные организации (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 18.04.2023 N 357)

Цели Программы

Содействие формированию у населения Амурской области разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг

Задачи Программы

1. Проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Амурской области.

2. Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности населения.

3. Внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности.

4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг

Целевые показатели реализации Программы

1. Доля населения Амурской области, принявшего участие в обучающих мероприятиях по повышению финансовой грамотности, при условии охвата такими мероприятиями всех приоритетных групп населения согласно Стратегии повышения финансовой грамотности.

2. Охват образовательными мероприятиями по повышению финансовой грамотности всех приоритетных групп населения согласно Стратегии повышения финансовой грамотности.

3. Численность педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (с нарастающим итогом).

4. Доля обучающихся в образовательных организациях, охваченных мероприятиями Программы (с нарастающим итогом), в том числе на уровне дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования.

5. Количество подготовленных тьютеров и консультантов в сфере финансовой грамотности населения (с нарастающим итогом).

6. Количество граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.

7. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходящих реабилитацию в организациях социального обслуживания, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг.

8. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности.

9. Наличие межведомственного рабочего органа, обеспечивающего координацию деятельности по повышению финансовой грамотности в Амурской области

Сроки и этапы реализации Программы

2021 - 2023 годы.

I этап: создание постоянно действующей системы повышения уровня финансовой грамотности населения: подготовка и принятие основной документации по реализации Программы, подготовка педагогов, тьюторов и консультантов, содействие включению в образовательный процесс разработанных программ, методик, подходов, организация последующего регулярного обучения и консультирования (2021 год);

II этап: распространение мероприятий Программы на все целевые группы (2022 - 2023 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

Реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования основных исполнителей Программы

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 18.04.2023 N 357)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Совершенствование мер по повышению финансовой грамотности населения Амурской области и субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Обеспечение комплексного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке населения Амурской области.

3. Обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями.

4. Обеспечение большей доступности финансового образования в различных формах целевых групп, особенно социально уязвимых.

5. Развитие институционального и кадрового потенциала, включая подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.

6. Разработка учебных, методических и образовательных материалов и доведение их до потребителей.

7. Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности.

8. Организация постоянно функционирующей пиар-кампании в средствах массовой информации.

9. Развитие механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области.

10. Создание системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения



1. Общие положения


В течение последних лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты в режиме онлайн, банковские и кредитные карты.


Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.


Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.


Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Не все россияне в той или иной степени уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения.


С целью решения данных проблем на федеральном уровне разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп. В программах на постоянной основе принимают активное участие пилотные регионы Российской Федерации, в которых созданы региональные центры финансовой грамотности. На федеральном уровне активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России), а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, институты финансового рынка и другие заинтересованные стороны.


Системную работу на территории Амурской области ведет Банк России, в том числе развивая двустороннее сотрудничество в области повышения финансовой грамотности населения Амурской области с органами исполнительной власти Амурской области, государственными учреждениями, органами местного самоуправления Амурской области.


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 18.04.2023 N 357)


В 2017 году между Банком России и министерством образования и науки Амурской области заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого налажено взаимодействие по популяризации образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе. Это сотрудничество позволяет проводить необходимую работу по развитию кадрового потенциала и подготовке педагогов дополнительного профессионального образования в области реализации программ повышения финансовой грамотности.


Одновременно министерство образования и науки Амурской области совместно с Банком России проводит систематическую работу по финансовому просвещению и организации участия учащихся общеобразовательных организаций Амурской области во всероссийских программах и проектах в сфере финансовой грамотности:


1) Всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях;


2) онлайн-уроки финансовой грамотности;


3) Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;


4) Всероссийский финансовый зачет.


С каждым годом растет как география проводимых мероприятий, так и охват аудитории. Слушателями открытых лекций в сфере финансовой грамотности становятся не только школьники и молодежь, но и взрослое население Амурской области, в том числе жители отдаленных сел и районов.


С 2018 года открытые лекции и онлайн-уроки проводятся специалистами Отделения Благовещенск в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению уровня финансовой доступности на территории Амурской области на период 2019 - 2020 годов (в рамках Стратегии повышения финансовой доступности в России на период 2018 - 2020 годов), утвержденного 29 марта 2019 года первым заместителем председателя Правительства Амурской области Половайкиной Т.Г. и управляющим Отделением Благовещенск Волковым В.В.


Практикуется проведение уроков финансовой грамотности для представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, налажено сотрудничество с Сообществом предпринимателей Амурской области. С 2019 года Центр "Мой бизнес" дает консультации по вопросам информационного сопровождения, правового обеспечения, финансового планирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. На площадке министерства экономического развития и внешних связей Амурской области организовано взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с кредитными организациями Амурской области в рамках онлайн-совещания "Бизнес и власть".


Развивается направление работы с социально незащищенными и уязвимыми группами населения. Это работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, людьми предпенсионного и пенсионного возраста, совершеннолетними инвалидами. Для этих категорий слушателей проводятся лекции, основная цель которых - помощь в адаптации незащищенных слоев населения к современным условиям функционирования финансовой (платежной, банковской и пр.) системы, защита от мошенничества на финансовых рынках.


Представителями Отделения Благовещенск реализуется информационная политика по повышению финансовой грамотности с использованием средств массовой информации, проводятся тематические интервью, телеэфиры и радиоэфиры.


В целом только за истекшие три года реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Амурской области в сфере финансового просвещения состоялось около 300 мероприятий с общим охватом аудитории свыше 14 тыс. человек.


Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Амурской области остается пока еще достаточно низким. Исследование в этом направлении проведено аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в рамках федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Амурская область находится в группе "D" по общему уровню финансовой грамотности населения (это 52 - 53 места среди субъектов Российской Федерации), однако по индексу "Знания в области финансов", который отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности, Амурская область находится в группе "С" (места с 34 по 52). Ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг демонстрируют лишь 12% населения Амурской области.


Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.


Стратегия повышения финансовой грамотности направлена на охват финансовым образованием различных целевых аудиторий населения Российской Федерации с учетом их географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий. В рамках указанной Стратегии выделены следующие целевые группы населения:


1) группа населения, составляющая потенциал будущего развития Российской Федерации, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;


2) население, склонное к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;


3) население, испытывающее трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.


Для реализации Стратегии повышения финансовой грамотности разработана программа, которая призвана определить приоритеты, механизмы повышения финансовой грамотности населения Амурской области, в том числе путем содействия решению задач в сфере государственного управления, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области.


Понятия и термины, используемые в программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии повышения финансовой грамотности.


На территории Амурской области регулярно проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения.


Отделением Благовещенск с 2017 года проведено около 200 мероприятий по финансовой грамотности с охватом более 2500 человек.


Ежегодно обучающиеся образовательных организаций, находящихся на территории Амурской области, участвуют в следующих всероссийских программах и проектах, направленных на формирование знаний в сфере финансовой грамотности, финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг:


1) Всероссийская неделя сбережений;


2) Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»