2.2. Этапы реализации, сценарии развития, результаты
Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики будет реализована в три этапа:
- первый этап - 2021 - 2024 гг.;
- второй этап - 2025 - 2027 гг.;
- третий этап - 2028 - 2035 гг.
На первом этапе реализации Стратегия нацелена на капитализацию имеющихся преимуществ Чеченской Республики. В этот период всесторонняя поддержка будет оказана промышленному растениеводству (по овощным и плодовым (семечковым) культурам), производству мясной и молочной продукции, экспорту зерновых культур (например, фуражных) на рынки стран Ближнего Востока. Существующие туристические активы будут активно продвигаться для стимуляции туристских потоков из СКФО; будут развиваться территории опережающего роста (в сферах АПК, туризма, строительства); продолжится привлечение инвестиций из стран Ближнего Востока для реализации флагманских проектов.
На втором этапе реализации акцент будет сделан на новые точки роста экономики Чеченской Республики. На этом этапе предусмотрена организация новых предприятий по промышленному производству новых видов сельскохозяйственной продукции (производство ягод, переработка фруктов и овощей, шерсти, мяса птицы) для рынков Российской Федерации и Ближнего Востока. Важно учесть, что создание данных предприятий будет происходить с учетом запланированной трансформации Чеченской Республики в торгово-промышленный хаб халяльной продукции. Одновременно на втором этапе можно будет говорить о фактическом формировании в экономике региона развитых кластеров в АПК, туризме, строительных материалах, образовании, медицине и ИТ (создание "Цифровой долины").
На третьем этапе Стратегия будет нацелена на международную интеграцию региона в отраслевых и социальных секторах. На данном этапе получит дальнейшее развитие международная торговля продукцией АПК со странами Ближнего Востока; вырастет экспорт высокотехнологичных медицинских услуг, образовательных услуг, цифровых продуктов и услуг; Чеченская Республика примет на себя роль регионального центра компетенций в сфере ИТ. Кроме того, Чеченская Республика станет ключевым партнером стран Ближнего Востока для реализации всевозможных проектов на территории Российской Федерации. Значительно увеличится число туристов из стран Ближнего Востока, Азии и Европы, в том числе благодаря созданию регионального авиационного хаба.
На перспективы развития региона значительное влияние оказывают две внешние по отношению к Чеченской Республике группы факторов: факторы, определяемые международными отношениями и интернационализацией, и факторы, определяемые эффективностью государственного управления и качеством делового климата.
Фактор "Международные отношения и интернационализация" на уровне Российской Федерации определяется следующими составляющими: наличие взаимных экономических санкций со странами Запада; доступ к международной производственной кооперации, финансированию, технологиям; внешние источники роста экономики, уровень налоговых поступлений, размер доходной части федерального бюджета; уровень требуемых оборонных расходов (объем ГОЗ); расходная часть федерального бюджета. На уровне региона эти составляющие влияют на объем федеральной поддержки, региональный спрос на товары и услуги.
Фактор "Эффективность государственного управления и качество делового климата" на уровне Российской Федерации определяется следующими составляющими: качество административного управления и эффективность институциональной системы, реализация государственных программ; отдача от капиталовложений, рост экономики за счет внутренних источников, уровень налоговых поступлений, размер доходной части федерального бюджета; внутренний спрос на товары и услуги. На уровне региона это влияет на объем федеральных поступлений в РБ, региональный спрос на товары и услуги, федеральную региональную политику, конкурентоспособность Чеченской Республики относительно других регионов.
Анализ вышеуказанных групп факторов позволил сформулировать четыре сценария развития региона: сценарий "Наилучшие условия для роста" (целевой), сценарий "Рост за счет интернационализации России", сценарий "Рост за счет внутренней эффективности" и сценарий "Стагнация". Реализация Стратегии позволит капитализировать конкурентные преимущества региона и создать основу для опережающего развития. Реализация Стратегии предполагает:
- ускоренное повышение производительности в традиционных отраслях экономики;
- изменение структуры экономики - снижение доли государственного сектора и развитие новых секторов;
- опережающее развитие социальных секторов (здравоохранения и образования);