Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года



8. Бюджетная и налоговая политика


В 2018 году план по налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета был исполнен на 99,78%, что в абсолютном выражении составило 11 141 453,95 тыс. рублей. При этом рост налоговых и неналоговых доходов бюджета составил 0,47% относительно аналогичных поступлений в бюджет в 2017 году.


По итогам 2018 года налоговые и неналоговые доходы относительно запланированных были исполнены со снижением на 0,22% при снижении относительно плана безвозмездных поступлений на 0,27%. В результате этого показатель дохода республиканского бюджета был исполнен относительно планового показателя на 99,74%, что составило 75 753 734,53 тыс. рублей.


Расходная часть республиканского бюджета Чеченской Республики в 2018 году была исполнена на 93,10% относительно плана и составила 75 521 208,28 тыс. рублей. В итоге, по результатам исполнения республиканского бюджета 2018 года вместо запланированного дефицита в размере 5 171 021,95 тыс. рублей сложился профицит в размере 232 526,24 тыс. рублей.


В 2019 году план по налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета был исполнен на 101,85% или 13 662 581,86 тыс. рублей в абсолютном выражении. Относительно итогов 2018 года рост налоговых и неналоговых доходов составил 22,63%.


Безвозмездные поступления в 2019 году были исполнены на 99,77%. А в целом поступления в республиканский бюджет составили 100,07% от плана или 92 499 353,95 тыс. рублей в абсолютном выражении.


Расходная часть республиканского бюджета Чеченской Республики в 2019 году была исполнена на 96,14% относительно плана и составила 92 578 028,43 тыс. рублей. В итоге, по результатам исполнения республиканского бюджета 2019 года запланированный дефицит в размере 3 863 086,18 тыс. рублей удалось снизить до суммы в 78 674,48 тыс. рублей.


Долгосрочная налоговая политика Чеченской Республики по формированию доходов бюджета основана на следующих подходах:


- упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности и строгая координация с целями и задачами их предоставления;


- совершенствование налогового законодательства Чеченской Республики в целях недопущения снижения доходов республиканского бюджета при соблюдении паритета интересов инвесторов и бюджета;


- сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам;


- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.


Бюджет Чеченской Республики является высокодотационным в связи с низкой налогооблагаемой базой, недостаточной для обеспечения действующих и принимаемых расходных обязательств. Одной из причин, оказывающих негативное влияние на доходную составляющую бюджета Чеченской Республики, является отставание в развитии финансово-кредитного сектора региональной экономики. Задержка в развитии сектора произошла в 1990 - 2000-е годы и выражается в недостаточности негосударственных инвестиционных ресурсов для создания и развития предприятий. При этом кредитные организации через финансовые механизмы стимулируют легализацию денежного обращения и увеличение платежеспособного спроса населения. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в республиканский бюджет.


Слабость банковской системы Чеченской Республики проявляется в отсутствии организационных структур крупных банковских учреждений на территории республики. Например, управления ПАО Сбербанк России, обслуживающие территорию Чеченской Республики, находятся в Ростовской области и Ставропольском крае, что осложняет сотрудничество с ними органов государственной власти Чеченской Республики и влияет на активность деятельности банка в регионе. Поэтому Правительству Чеченской Республики представляется целесообразным проработать вопрос создания самостоятельного регионального управления непосредственно с руководством Сбербанка России.


Кроме того, необходима работа по привлечению на территорию республики и расширению деятельности российских финансово-банковских групп. Особый интерес может составить сотрудничество с банковскими структурами, работающими на территории Республики Крым и в условиях антироссийских санкций. Например, интерес может представлять сотрудничество с АО "Акционерный Банк "РОССИЯ", обладающим реальным потенциалом для ускорения инвестиционных процессов в республике.