Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года


4.4. Цифровая экономика (приоритетный отраслевой сектор)


Цель 1. Создание нового сектора экономики Чеченской Республики, обеспечивающего экспорт цифровых продуктов и услуг вместе с повышением качества жизни.


Цель 2. Создание кросс-канальной информационной системы кредитно-финансового сектора СКФО (компании регионов) на базе Чеченской Республики.


Задача 1. Повышение вклада сектора "Цифровая экономика" в ВРП Чеченской Республики.


Задача 2. Увеличение числа участников сектора "Цифровая экономика" и экспорт ИТ-продукции и услуг.


Задача 3. Обеспечение потребностей сектора развитой ИТ-инфраструктурой.


Задача 4. Цифровизация финансово-кредитного сектора регионов СКФО: создание модели кросс-канальной информационной системы


Для целей Стратегии сектор "Цифровая экономика" разделен на четыре подсектора - "Поставщики решений", "Инфраструктура", "Кадры" и "Бизнес-климат".


В состав подсектора "Поставщики решений" входят следующие продукты и услуги: разработка ИТ-продуктов в сегментах B2B, B2C, B2G, разработка и производство сетевого и серверного оборудования, ИТ-интеграция; обслуживание ИТ-инфраструктуры. Ключевые участники: внешние ИТ-компании, технопарк ЧГУ, ГУП "Центр информационных технологий". В отношении поставщиков решений можно выделить следующие барьеры: практически отсутствие собственных ИТ-компании в республике, отсутствие платежеспособного спроса со стороны государства (региона) и бизнеса на ИТ-продукты и услуги, низкая цифровая грамотность населения.


В состав подсектора "Инфраструктура" входят такие продукты и услуги, как высокоскоростной доступ в Интернет, инфраструктура хранения и обработки данных (ЦОД), безопасность хранения и передачи данных. Ключевые участники: МТС, Мегафон, Билайн, Вайнах-телеком. К барьерам, связанным с инфраструктурой сектора, можно отнести: низкое покрытие 4G-связью (охвачена только центральная часть Чеченской Республики); недостаточное качество и покрытие сотовой GSM-связи; отсутствие эффективного мониторинга работы сетей со стороны операторов связи; отсутствие современной инфраструктуры хранения и обработки данных на территории республики; недостаточный уровень безопасности передачи и хранения данных в госсекторе.


В состав подсектора "Кадры" входят следующие услуги: школьное образование в области математики и информатики, среднее профессиональное образование, высшее образование в сфере ИТ, дополнительное образование. Ключевой участник: ЧГУ. Имеется много связанных с кадрами объективных барьеров для развития цифровой экономики, среди них: отсутствие высококвалифицированных кадров в области ИТ; низкий уровень образования по точным предметам (математика, информатика); отсутствие конкурентоспособного среднего образования в сфере поддержки ИКТ-инфраструктуры; отсутствие продвинутой программы высшего образования в области цифровых технологий; недостаток профессиональных педагогических кадров в области ИТ; недостаточно высокий уровень информированности о возможностях профессий в сфере ИТ.


Подсектор "Бизнес-климат". Входящие в состав данного подсектора продукты и услуги: специализированные площадки для ИТ-компаний; институты развития; поддержка стартапов; защита интеллектуальной собственности; формирование регуляторной среды. Ключевые участники: Правительство Чеченской Республики, Минтранссвязи ЧР, Технопарк ЧГУ. Среди всех барьеров для развития ИТ-сектора можно выделить ограничения для развития, связанные непосредственно с бизнес-климатом: отсутствие сформированного пакета стимулов для инвесторов в высокотехнологичные компании; отсутствие развитых институтов развития в сфере ИТ; отсутствие крупных ИТ компаний в регионе; недостаточное количество бизнес-инкубаторов, акселераторов и венчурных фондов; отсутствие поддержки коммерциализации ИТ-продуктов (в том числе регистрации патентов ИТ-стартапов); высокие цены на кабельный широкополосный Интернет (монополия).


Сектор "Цифровая экономика" в последние годы прогрессировал. На всей территории Чеченской Республики функционирует одна из самых больших по плотности оптико-волоконных сетей в России. В центральной части Республики развернута 4G - мобильная связь. Новый горнолыжный курорт "Ведучи" обеспечен 4G-связью и кабельным высокоскоростным Интернетом. В регионе присутствуют один местный оператор "Вайнахтелеком" и все крупные федеральные операторы (Мегафон, МТС, ВымпелКом).


Существует ряд объективных ограничений, барьеров и вызовов, характерных для сектора в целом. Среди них: отсутствие единой стратегии и приоритетов в области развития ИКТ, единой технической политики и координации деятельности по внедрению, сопровождению и эксплуатации информационно-коммуникационных систем в региональных органах власти Чеченской Республики (министерства сами решают, какое оборудование приобретать, какие решения как и когда внедрять, созданы и расширяются собственные ИТ-службы); низкий уровень координации деятельности по развитию сектора "Цифровая экономика"; отсутствие источников софинансирования для реализации новых проектов в секторе.


У сектора "Цифровая экономика" имеются перспективы для развития. Перспективы связаны с возможностью повышения эффективности госуправления в социальных секторах экономики за счет цифровизации, в том числе в учреждениях здравоохранения и образования (АИС, ЭДО), в блокчейн, в госреестрах и пр., разработкой цифрового интерфейса взаимодействия государства и населения в предоставляемых государством госуслугах. Цифровая трансформация коснется также всего бизнеса: будут предложены новые цифровые решения, новые бизнес-модели, новые цифровые товары и услуги. Еще одной возможностью для развития является формирование у населения Чеченской Республики цифровых навыков, использование новых онлайн-сервисов. Г. Грозный будет развиваться в концепции "умного" города с использованием цифрового управления городским хозяйством и интеллектуальными транспортными системами. Будут формироваться предпосылки для реализации технологического прорыва за счет внедрения продуктов нового поколения, в том числе с помощью привлечения внешней экспертизы из стран Ближнего Востока и Индии. Все вышесказанное предполагает соответствующее формирование кадрового обеспечения для поддержки внедряемых технологий, разработки и вывода на рынок собственных продуктов.