Основным требованием системы оповещения является обеспечение своевременного доведения сигналов (распоряжений) и информации от органа, осуществляющего управление ГО, потенциально опасных и других объектов экономики, а также населения при введении военных определенных мероприятий ГО органами, осуществляющие управление гражданской действий или вследствие этих действий.
В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. N 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.
На территории республики Бурятия, в сельских районах республики электрические сирены и стойки ПС-60 для их запуска отсутствуют. В городе Улан-Удэ было установлено 76 сирен, из них: 27 сняты, 6 разукомплектованы, 43 сирены укомплектованы и находятся на ранее установленных местах с отключенным электропитанием и соединительными телефонными линиями, стойки управления сиренами ПС-60, установленные в помещениях АТС демонтированы. Вместе с тем, создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, на данный момент, из-за отсутствия финансовых возможностей практически не осуществляется.
В настоящее время для оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях задействовано 27 филиалов ОАО "Электросвязь". 25 филиалов обеспечено резервным электрическим питанием, также имеются резервная линия связи и ряд ведомственных систем связи (Улан-Удэнское представительство ВСЖД, ОАО "Бурятэнерго"). Телеграфная связь организована до райцентров и городов республики. Созданы резервные радиосети.
В республике развивается сотовая радиотелефонная связь, пейджинговая связь, что способствует оперативной организации связи. Для обеспечения связи оперативных групп имеются подвижные пункты связи. Организована система централизованного оповещения для оповещения и информации населения в речевой форме в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 177 в республике обеспечено использование радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций.
На проектный период на территории республики планируется создание комплексной системы экстренного оповещения населения, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН).
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных средств).
Создание КСЭОН позволит решить следующие задачи:
- своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
- оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
- передача в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио-, видео-, буквенно-цифровых и других сигналов) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
- возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
- возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно-техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов;
- возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально опасных объектов, природных и техногенных ЧС;