Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 03.12.2010 N 524 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия"



16.4.2. Стратегические направления и приоритеты социально-экономического развития Улан-Удэнской агломерации и муниципальных образований Республики Бурятия, входящих в ее состав. Выводы


Варианты перспективного развития Улан-Удэнской агломерации являются ключевым вопросом в пространственном развитии Республики Бурятия. Именно функциональное зонирование территории агломерации является базовой основой проектных и управленческих решений пространственного развития.


Новое территориальное образование с большой численностью населения, большим рынком сбыта, высококвалифицированной рабочей силой и устойчивой социально-экономической ситуацией, обусловленной возникновением агломерационных эффектов, позволяют Улан-Удэнской агломерации, попадая в информационное пространство, разговаривать с тем бизнесом, который раньше не желал развивать свои проекты на территориях отдельных муниципальных образований. Улан-Удэнская агломерация - это огромный рынок сбыта и территория с инвестиционно-привлекательными условиями, это крупнейший транспортный узел, туристический, крупный промышленный центр с развитым транспортно-логистическим комплексом, высококвалифицированной рабочей силой, образовательным и научным потенциалом, показывающий уверенные темпы роста валового регионального продукта и создающий условия для устойчивого социально-экономического развития.


Во-вторых, агломерация - это способ развития территорий. Агломерационные эффекты развития могут проявляться в разных аспектах социально-экономического положения и с разной силой. Агломерация позволяет решить проблему транспортно-логистического комплекса как г. Улан-Удэ, так и муниципальных образований, входящих в состав агломерации - основу агломерации. Она позволяет решить кадровый вопрос, проводя эффективную, единую кадровую политику, создавая рабочую силу в соответствии с потребностями экономики агломерации при тесном взаимодействии с бизнесом. Кроме того, важным эффектом будет являться регулирование миграционных потоков, возможность манипулировать ресурсным потенциалом, создавая условия для развития периферии г. Улан-Удэ, тем самым решая его проблемные вопросы, в частности, загруженность городской инфраструктуры.


По характеру преимущественной хозяйственной деятельности в Улан-Удэнской агломерации выделяются 3 основных типа функциональных зон:


- зона интенсивного хозяйственного использования, в которых предусматривается дальнейшее развитие действующих промышленных производств и городских поселений, а также возможность размещения основной части резервных площадок для перспективного капитального строительства, важнейших транспортных и коммунально-складских сооружений, объектов интенсивного пригородного сельского хозяйства;


- зона преимущественно рекреационного использования, в которых предусматривается концентрация учреждений массового отдыха, лечения и туризма, с одновременным ограничением размещения объектов промышленных производств (исключением являются объекты инфраструктуры рекреации, при соблюдении строжайшей экологической экспертизы);


- зона преимущественно сельскохозяйственного развития, к этим территориям относятся пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, территории имеющие залежи полезных ископаемых, территории, занятые сельскохозяйственными объектами и предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности (личные подсобные хозяйства, дачные хозяйства), мелиорированные земли - т.е. земли целевого сельскохозяйственного назначения, изъятие которых под другие виды использования запрещается.


Зона интенсивного хозяйственного использования включает в себя северную часть агломерации (Прибайкальский район), восточную (восточная и юго-восточная часть города) и аэропорт.


Включение данных территорий обусловлено следующими особенностями. Северная часть представляет собой крупный транспортный узел, через который проходит автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита и Восточно-Сибирская железная дорога. На данной территории перспективным является развитие логистических комплексов. Кроме того, перспективу имеет добыча полезных ископаемых. В восточной части агломерации, преимущественно в городе Улан-Удэ, расположены ключевые предприятия города: Улан-Удэнский авиационный завод, ЛВРЗ и др. Согласно стратегии развития города, предприятия в будущем только планируют наращивать объем производства, расширяя и развивая кластеры.


Зона преимущественно рекреационного типа включает в себя историческую часть города Улан-Удэ, район "Верхняя Березовка", Иволгинский, Тарбагатайский и Заиграевский районы.


Историческая часть города содержит в себе уникальные памятники архитектуры, набережную, парки, аллеи. В Иволгинском районе находится известный Иволгинский дацан - центр буддизма России, а также создается автотуристский кластер "Байкальский", Тарбагатайский район представлен старообрядческой культурой, архитектурой и местами отдыха. На территории Заиграевского района расположено с. Ацагат, а также местность "Каменка" - место захоронений гуннов, стоянки первобытных племен и многое другое. Данные территории представляют собой комплекс рекреационных зон, территорий, которые требуют инвестиций.


Зона преимущественно сельскохозяйственного развития включает в себя территории Иволгинского, Тарбагатайского и Заиграевского районов. Данные территории исторически развивались как сельскохозяйственные, большую часть которых занимают сельскохозяйственные угодья.


В соответствии с данными, опубликованными Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" в рамках подготовки "Концепции пространственного развития городского округа "Город Улан-Удэ" (проект по внесению изменений в генеральный план городского округа "Город Улан-Удэ" Республики Бурятия) в 2018 году, к реализации на долгосрочную перспективу предлагается идея создания компактного города и формирования полицентрической системы расселения в рамках агломерации, на опорных территориях Республики Бурятия (снижение темпа стягивания населения Республики Бурятия в столицу Республики Бурятия).


В сценарии заложены: создание компактного города и формирование полицентрической системы расселения в границах агломерации с центрами тяготения: