Анализ отрасли выявил следующие основные проблемы:
- недостаточная обеспеченность общеобразовательными и дошкольными учреждениями, трехсменное обучение;
- высокий износ основных фондов;
- недостаточность условий для развития сферы дополнительных образовательных услуг, в том числе в бюджетных учреждениях;
- отсутствие эффективных программ по работе с одаренными и успешными детьми по индивидуальным программам;
- наличие специфических проблем среднего профессионального образования: низкий уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов, незаинтересованность организаций в участии повышения квалификации и стажировки преподавательского состава образовательных учреждений, низкий уровень оплаты труда;
- низкое взаимодействие образовательных учреждений между собой, а также с общественными организациями, предприятиями, по вопросам формирования и реализации образовательной политики;
- низкий уровень информатизации образовательного процесса;
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики, невостребованность специалистов определенных направлений, дефицит рабочих и инженерных кадров;
- нехватка и старение педагогических кадров, отсутствие эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов (слабая профориентационная работа, низкий уровень поддержки молодых педагогов, низкий имидж профессии педагога);
- отсутствие действенных мер поддержки инновационных проектов.