SWOT-анализ текущего состояния транспортной системы Амурской области
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. 2. Значительный удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте (в 2012 году - 20%), в инвестициях в основной капитал (в 2012 году - 45%). 3. Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Амурской области в федеральных целевых программах. 4. Высокий уровень дисциплины организации перевозок со стороны муниципальных и крупных предприятий с частной формой собственности. 5. Наличие нормативно-правовой базы по организации автомобильных пассажирских перевозок по Амурской области | 1. Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия. 2. Высокая степень износа основных производственных фондов, изношенный парк большинства транспортных средств (всех видов транспорта). 3. Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов. 4. Низкая транспортная доступность для населения. 5. Отсутствие альтернативных видов транспорта. 6. Снижение доходов предприятий перевозчиков из-за сокращения объема перевозок. 7. Отсутствие единой транспортно-логистической системы. 8. Наличие значительного количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий |
Возможности | Угрозы |
Увеличение спроса на услуги пассажирского транспорта | 1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики. 2. Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Амурской области в рамках федеральных целевых программ. 3. В связи с убытками транспортных предприятий дальнейшее ухудшение финансового положения предприятий-перевозчиков вплоть до банкротства. 4. Снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта. 5. Снижение инвестиционной активности транспортных предприятий вплоть до ухода с рынка в связи со снижением рентабельности перевозок и отсутствием компенсаций. 6. Рост автомобилизации |
Оценивая состояние транспортной системы, в настоящее время нельзя считать его оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
Анализ транспортной системы Амурской области в 2013 году выявил следующие основные проблемы, определяющие актуальность деятельности по развитию транспортной системы.
Во-первых, характеристики объектов транспортной инфраструктуры Амурской области не соответствуют нормативным требованиям.
Количество автомобильных дорог общего пользования, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 25,7%.
Высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования в связи с увеличением движения по ним также является существенной проблемой развития транспортной системы Амурской области.
Серьезные проблемы существуют в сфере водного транспорта. На водных путях рек Амур и Зея недостаточное проведение работ по их дноуглублению создает угрозу обмеления рек, что приводит к снижению грузопотока на водном виде транспорта. На побережье Зейского водохранилища проживают 6049 человек, в том числе коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день они не имеют круглогодичной устойчивой транспортной связи с районным центром г. Зея в связи с отсутствием судоходной обстановки на водохранилище.
Большинство аэропортов, расположенных на территории Амурской области, имеют низкий уровень технического оснащения, не соответствуют современным требованиям состояние взлетно-посадочных полос и иных объектов наземной инфраструктуры. Также повышаются требования, предъявляемые к мерам безопасности полетов и качеству обслуживания населения. Для обеспечения устойчивой работы пассажирских маршрутов на воздушном виде транспорта и обеспечения безопасности пассажирских перевозок требуется активное государственное участие в реконструкции и капитальном ремонте аэропортовых комплексов и наземной инфраструктуры.
По территории Амурской области проходят основные железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. На сегодняшний день они требуют усиления, поскольку большая часть их участков работает с критическим уровнем загрузки.
Состояние железнодорожной инфраструктуры не отвечает потребностям роста рынка грузовых перевозок, коэффициент использования производственных мощностей превышает предельно допустимые значения. Текущее состояние Байкало-Амурской магистрали характеризуется наличием однопутных перегонов и тепловозной тягой. С учетом роста объемов перевозок подобная тенденция сохранится.
В ряде населенных пунктов Амурской области железнодорожный транспорт является основным видом транспортного сообщения. В связи с большой протяженностью Амурской области, удаленностью населенных пунктов друг от друга, низкой плотностью населения, отсутствием автомобильных дорог в северных районах Амурской области железнодорожный транспорт является социально значимым и не имеющим альтернативы другим видам транспорта. На сегодняшний день расходы компании, осуществляющей перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, превышают доходы.
Во-вторых, существующая транспортная инфраструктура не соответствует растущим потребностям населения и экономики Амурской области. Необходимо проведение мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов, что позволит аэропортам соответствовать всем современным требованиям по обеспечению авиационной безопасности, безопасности полетов, предоставлению услуг авиаперевозчикам и пассажирам, что обеспечит надежное круглогодичное авиационное сообщение между населенными пунктами Амурской области.
В-третьих, возрастает угроза выбытия существующих основных фондов в сфере транспорта, происходит моральное и физическое старение основных фондов на всех видах транспорта. Степень износа основных фондов предприятий в сфере автотранспорта составляет 87%, что негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения. Высокая степень износа основных фондов организаций внутреннего водного транспорта, низкие темпы обновления флота приводят к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, вследствие чего снижается объем пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров внутренним водным транспортом необходимо приобретение и строительство новых судов.
В целях повышения безопасности полетов и качества обслуживания, надежности жизнеобеспечения северных районов необходимо техническое переоснащение и развитие авиационного парка организаций воздушного транспорта. Развитие местных воздушных линий невозможно без введения в эксплуатацию новых экономичных воздушных судов.