Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 450



Таблица



SWOT-анализ текущего состояния транспортной системы Амурской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

2. Значительный удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте (в 2012 году - 20%), в инвестициях в основной капитал (в 2012 году - 45%).

3. Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Амурской области в федеральных целевых программах.

4. Высокий уровень дисциплины организации перевозок со стороны муниципальных и крупных предприятий с частной формой собственности.

5. Наличие нормативно-правовой базы по организации автомобильных пассажирских перевозок по Амурской области

1. Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия.

2. Высокая степень износа основных производственных фондов, изношенный парк большинства транспортных средств (всех видов транспорта).

3. Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов.

4. Низкая транспортная доступность для населения.

5. Отсутствие альтернативных видов транспорта.

6. Снижение доходов предприятий перевозчиков из-за сокращения объема перевозок.

7. Отсутствие единой транспортно-логистической системы.

8. Наличие значительного количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Возможности

Угрозы

Увеличение спроса на услуги пассажирского транспорта

1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики.

2. Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Амурской области в рамках федеральных целевых программ.

3. В связи с убытками транспортных предприятий дальнейшее ухудшение финансового положения предприятий-перевозчиков вплоть до банкротства.

4. Снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта.

5. Снижение инвестиционной активности транспортных предприятий вплоть до ухода с рынка в связи со снижением рентабельности перевозок и отсутствием компенсаций.

6. Рост автомобилизации


Оценивая состояние транспортной системы, в настоящее время нельзя считать его оптимальным, а уровень ее развития достаточным.


Анализ транспортной системы Амурской области в 2013 году выявил следующие основные проблемы, определяющие актуальность деятельности по развитию транспортной системы.


Во-первых, характеристики объектов транспортной инфраструктуры Амурской области не соответствуют нормативным требованиям.


Количество автомобильных дорог общего пользования, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 25,7%.


Высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования в связи с увеличением движения по ним также является существенной проблемой развития транспортной системы Амурской области.


Серьезные проблемы существуют в сфере водного транспорта. На водных путях рек Амур и Зея недостаточное проведение работ по их дноуглублению создает угрозу обмеления рек, что приводит к снижению грузопотока на водном виде транспорта. На побережье Зейского водохранилища проживают 6049 человек, в том числе коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день они не имеют круглогодичной устойчивой транспортной связи с районным центром г. Зея в связи с отсутствием судоходной обстановки на водохранилище.


Большинство аэропортов, расположенных на территории Амурской области, имеют низкий уровень технического оснащения, не соответствуют современным требованиям состояние взлетно-посадочных полос и иных объектов наземной инфраструктуры. Также повышаются требования, предъявляемые к мерам безопасности полетов и качеству обслуживания населения. Для обеспечения устойчивой работы пассажирских маршрутов на воздушном виде транспорта и обеспечения безопасности пассажирских перевозок требуется активное государственное участие в реконструкции и капитальном ремонте аэропортовых комплексов и наземной инфраструктуры.


По территории Амурской области проходят основные железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. На сегодняшний день они требуют усиления, поскольку большая часть их участков работает с критическим уровнем загрузки.


Состояние железнодорожной инфраструктуры не отвечает потребностям роста рынка грузовых перевозок, коэффициент использования производственных мощностей превышает предельно допустимые значения. Текущее состояние Байкало-Амурской магистрали характеризуется наличием однопутных перегонов и тепловозной тягой. С учетом роста объемов перевозок подобная тенденция сохранится.


В ряде населенных пунктов Амурской области железнодорожный транспорт является основным видом транспортного сообщения. В связи с большой протяженностью Амурской области, удаленностью населенных пунктов друг от друга, низкой плотностью населения, отсутствием автомобильных дорог в северных районах Амурской области железнодорожный транспорт является социально значимым и не имеющим альтернативы другим видам транспорта. На сегодняшний день расходы компании, осуществляющей перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, превышают доходы.


Во-вторых, существующая транспортная инфраструктура не соответствует растущим потребностям населения и экономики Амурской области. Необходимо проведение мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов, что позволит аэропортам соответствовать всем современным требованиям по обеспечению авиационной безопасности, безопасности полетов, предоставлению услуг авиаперевозчикам и пассажирам, что обеспечит надежное круглогодичное авиационное сообщение между населенными пунктами Амурской области.


В-третьих, возрастает угроза выбытия существующих основных фондов в сфере транспорта, происходит моральное и физическое старение основных фондов на всех видах транспорта. Степень износа основных фондов предприятий в сфере автотранспорта составляет 87%, что негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения. Высокая степень износа основных фондов организаций внутреннего водного транспорта, низкие темпы обновления флота приводят к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, вследствие чего снижается объем пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров внутренним водным транспортом необходимо приобретение и строительство новых судов.


В целях повышения безопасности полетов и качества обслуживания, надежности жизнеобеспечения северных районов необходимо техническое переоснащение и развитие авиационного парка организаций воздушного транспорта. Развитие местных воздушных линий невозможно без введения в эксплуатацию новых экономичных воздушных судов.