____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Липецкой области от 05.05.2023 N 427-р.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения правопорядка, общественной безопасности и повышения антитеррористической защищенности населения на территории Липецкой области за счет инфокоммуникационных технологий:
1. Утвердить Концепцию создания и развития региональной платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации на территории Липецкой области на 2021 - 2027 годы (приложение).
2. Управлению цифрового развития Липецкой области разработать план мероприятий по реализации Концепции создания и развития региональной платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации на территории Липецкой области на 2021 год и по итогам первого полугодия 2021 года внести предложения по внесению изменений в областной бюджет в целях обеспечения дополнительного финансирования на второе полугодие 2021 года и на 2022 - 2023 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Липецкой области, подведомственным им организациям и предприятиям обеспечить возможность включения принадлежащих им объектов систем видеонаблюдения и контроля, установленных на улицах, в местах массового пребывания людей и других общественных местах и на объектах жизнеобеспечения, в Единую региональную платформу видеоаналитики Липецкой области (далее также - ЕРПВ).
Глава администрации
Липецкой области
И.Г.АРТАМОНОВ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ВИДЕОАНАЛИТИКИ И ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2027 ГОДЫ
Настоящая Концепция создания и развития региональной платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации определяет основные задачи и направления развития действующих на территории Липецкой области систем видеонаблюдения и фотовидеофиксации на 2021 - 2027 годы и порядок формирования и функционирования единой региональной платформы видеоаналитики (далее также - ЕРПВ), правила и порядок доступа и передачи информации, обрабатываемой в ЕРПВ.
Концепция направлена на обеспечение охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения и повышение уровня защищенности населения Липецкой области.
Данная концепция является базовой основой для:
формирования единого и системного подхода по вопросам развития платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации на территории Липецкой области;
разработки проектных решений, направленных на развитие региональной платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации на территории Липецкой области;
планирования финансовых средств, необходимых для развития (модернизации) региональной платформы видеоаналитики и фотовидеофиксации на территории Липецкой области.
Оценка результатов работы систем видеонаблюдения в разных странах и городах мира. Это весьма актуальный опыт для бурно развивающегося рынка систем видеонаблюдения в России, так как потребителя постоянно беспокоит вопрос эффективности столь серьезных финансовых вложений, как затраты на создание системы видеонаблюдения.
Самый большой опыт внедрения видеокамер имеет столица Великобритании Лондон. Согласно статистике Британского управления индустрии безопасности (BSIA) от 2018 года, в городе установлено 642 000 следящих устройств, из которых 15 000 расположено в метро. Таким образом, на каждые 14 человек приходится по 1 камере. Такое количество камер видеонаблюдения привело к тому, что среднестатистический житель Лондона попадает в объективы 300 раз за сутки.
Для содержания системы правительство ежегодно тратит 2,2 миллиарда фунтов стерлингов. Однако стоит отметить, что это вполне обоснованно с точки зрения наблюдения за криминогенной обстановкой. По статистике полиции, видеозаписи используются в качестве доказательства в 95% случаев убийств. Записи хранятся на серверах в течение 2 недель.
Наибольшее скопление камер находится в районе самой крупной городской тюрьмы Уандсворт - 1113 штук. Для сравнения: это число превышает городские системы наблюдения таких крупных населенных пунктов, как Бостон, Йоханнесбург и Дублин, вместе взятых.
На втором месте расположился Пекин. По статистике 2015 года, в столице Китая работает 46 000 устройств. По неофициальным данным, за прошлый год это число превысило отметку в 450 тысяч. Пекинская система видеонаблюдения является частью общенационального проекта под названием Skynet, который был запущен 14 лет назад. Анализом информации с камер, оснащенных функцией распознавания лиц, занимается полиция. Однако и рядовые граждане могут получить частичный доступ, загрузив мобильное приложение. Широкое распространение Skynet в Пекине положительно отразилось на криминогенной статистике. Количество угонов транспортных средств снизилось на 76%, а общее количество преступлений сократилось на 38%.
Если рассматривать деловой центр США, то Нью-Йорк существенно уступает и Лондону, и Пекину. Сегодня там установлено около 20 000 камер, что для 9-миллионного города является каплей в море. Больше всего объективов находится в метро, на автобусных и железнодорожных станциях, а также в тоннелях и на мостах. Вся информация в режиме реального времени поступает в Координационный центр безопасности, расположенный в Нижнем Манхэттене. Его же сотрудники следят не только за видео, но и за датчиками, которые отслеживают биологические, химические и радиационные атаки. Именно в Нью-Йорке впервые зародилась идея составить общую карту видеонаблюдения, содержащую информацию о городских и частных камерах.
В вопросе организации городской системы видеонаблюдения Москва не отстает, а во многом и опережает крупнейшие мегаполисы мира. Так, например, в столице есть удобный реестр действующих камер, который разделен на три раздела: камеры дворового наблюдения, камеры подъездного наблюдения и камеры в местах массового скопления людей. Доступ к этому каталогу в режиме онлайн имеет каждый человек без оформления какого-либо запроса. Получить нужную запись достаточно просто. Для этого требуется позвонить на горячую линию и оставить заявку. Срок хранения видеоархивов информации в Москве всего 5 дней.
Московская система видеонаблюдения одна из самых совершенных в мире, сегодня она используется при расследовании 70% правонарушений, происходящих в городе. В единую систему видеонаблюдения интегрировано 196 000 камер, из них 160 тысяч камер видеонаблюдения подключено к системе распознавания лиц. Кроме того, камерами оборудовано более 102 тысяч подъездов, более 21 тысячи дворовых территории и более 4 тысяч общественных мест в Москве.
Московскую систему видеонаблюдения стали строить в начале 2000-х годов, когда в 120 местах массового скопления людей и в некоторых подъездах жилых домов появились отдельные камеры. Однако поначалу видеоряд с них поступал в локальные центры обработки и хранения данных, разбросанные по всему городу. Единой управляемой системы городского видеонаблюдения не существовало. Поэтому силовым структурам приходилось прилагать немало усилий для поиска необходимого материала, и нередко он был просто недоступен: камера могла не работать, запись материала в локальном центре могла не сохраниться и т.д. Городская опорная сетевая инфраструктура также была фрагментирована: районные сети передачи данных не имели ни связи между собой, ни выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Задумывалась такая архитектура по соображениям безопасности, чтобы уязвимость одной сети не повлияла на остальные в масштабах всего города. Но это нередко приводило к казусам - к примеру, в Центральном административном округе Москвы сеть оказалась бесхозной, поскольку заказчик не принял ее на баланс.
В 2010 году, вскоре после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, в городе началась масштабная трансформация сетевой инфраструктуры. Собянин сделал ставку на цифровизацию городского хозяйства и систем обеспечения общественной безопасности. В 2011 году были приняты два установочных документа: государственная программа "Информационный город" (постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 года) и государственная программа "Безопасный город", рассчитанная на 2012 - 2016 годы (постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2011 года). Именно эти документы определили долгосрочную стратегию развития интеллектуальных систем видеонаблюдения и охраны общественного порядка в столице.
Новая стратегия обладала двумя ключевыми особенностями. Во-первых, она предполагала создание ядра централизованной системы видеонаблюдения, потому что управлять локальными центрами в 125 районах Москвы неудобно и дорого. Во-вторых, обновленную систему решили строить по принципам сервисной модели: город покупает видеоизображение у подрядчиков. А ответственность за установку камер видеонаблюдения, организацию каналов связи и обслуживание несут операторы связи, которые выиграли конкурсы и подписали государственные контракты. При этом на балансе у города находится лишь инфраструктура ядра централизованной системы хранения и обработки данных.
В том же 2011 году началось создание Единого центра хранения и обработки данных (ЕЦХД).
В столице Республики Татарстан с 2018 года организована система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Благодаря камерам видеонаблюдения, которые подключены к системе видеонаблюдения, в Казани с начала 2018 года было раскрыто 758 преступлений и вычислены правонарушители в 109 случаях.
Больше всего камер установлено во дворах жилых домов - 7731. Еще 1494 точки видеонаблюдения находятся в общественных местах и на улицах Казани. При этом примерно половина всех камер, установленных в Татарстане, приходится именно на Казань - всего в республике используется 19 тысяч таких устройств.
В Красноярском крае система внедряется с 2012 года. Она позволяет круглосуточно мониторить ситуации на городских дорогах, общественных пространствах, просматривать "тревожные" места с помощью камер, распознавать лица и подсчитывать количество автомобилей. В рамках модернизации системы видеонаблюдения в 2020 году подключены новые камеры видеонаблюдения, внедрены новые функции ситуационной видеоаналитики и идентификации лиц в реальном времени.
Новая система видеонаблюдения позволяет подключать до 1500 камер, в том числе не менее 700 поворотных камер с возможностью дальнейшего неограниченного расширения. Новые камеры имеют высокое разрешение, поворотные камеры способны вращаться на 360 градусов. Благодаря таким возможностям операторы могут приближать изображение с видеокамер или смотреть под разным углом.
Введенная в эксплуатацию в 2010 году администрацией города Новомосковска (Тульская область) система видеонаблюдения включала в себя 16 камер видеонаблюдения, которые осуществляли круглосуточное видеонаблюдение. Сегодня на территории Новомосковска расположено уже 178 камер видеонаблюдения, видеоизображение с которых выводится в единую службу.
Видеонаблюдение - одна из популярных и эффективных мер обеспечения безопасности. Потенциальные выгоды от внедрения видеонаблюдения - это предупреждение преступности, обнаружение преступлений, предоставление материалов для расследования правоохранительным органам. Современные системы видеонаблюдения сформировали среду, в которой совершение преступлений несет слишком высокие риски быть пойманным, и снижение страха перед преступностью. Также видеонаблюдение может использоваться для целей, напрямую не связанных с безопасностью.
В последние годы в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды", инициируемого партией "Единая Россия", выделяются значительные финансовые средства из федерального и областного бюджетов на приведение в порядок парков и скверов, организацию освещения и видеонаблюдения, ремонт тротуаров, благоустройство дворов, озеленение, установку детских площадок, малых архитектурных форм и так далее. Согласно концепции проекта, должно создаваться все больше современных, комфортных и безопасных общественных пространств, которые становятся точками притяжения жителей и дают импульс развитию городских территорий. Главная задача, с которой справляется видеонаблюдение, организованное в парках, скверах, на площадях и набережных, в общественных пространствах, - это безопасность людей и сохранность имущества.
Установленные на домах камеры позволяют фиксировать любые противоправные действия. А во дворах и на придомовых территориях камеры устанавливают и ради поддержания чистоты. Мало кто захочет мусорить, если знает, что за ним наблюдает объектив камеры. К тому же запись помогает сразу установить виновника беспорядка. Но главное, видеонаблюдение препятствует таким правонарушениям, как:
уличные грабежи и кражи квартир, попытки угона автомобиля и порчи элементов городской инфраструктуры: люков, дорожных знаков, ограждений и прочего. Если у камер будет достаточно высокое разрешение, на записи будут отчетливо видны действия воров, их лица, государственные номера транспортных средств;
вандализм. Установка камер поможет справиться с постоянным повреждением лавочек или качелей, детских городков, поджогами мусорных баков, призвать правонарушителей к порядку и заставить компенсировать ущерб;
нарушение общественного порядка. Например, распространенная проблема в городах и поселках - распитие алкоголя взрослыми на детских площадках. Благодаря видеонаблюдению можно препятствовать крупным и мелким правонарушениям.
Также на уличных камерах хорошо видно, как работают дорожные и коммунальные службы, как быстро чистят снег, как часто вывозят мусор, как городские службы стригут газоны. Координация работы дорожно-уборочной техники коммунальных служб в период сложных погодных условий (снежные заносы, гололед и т.п.) и контроль качества уборки уже сейчас осуществляются специалистами муниципалитетов с помощью региональной платформы видеонаблюдения.
С ростом количества транспортных средств на дорогах все большую значимость приобретают безопасность дорожного движения, соблюдение Правил дорожного движения, контроль и учет транспортных потоков. Камеры видеонаблюдения позволяют не только зафиксировать момент ДПТ и определить виновника, но и отследить путь угнанного транспортного средства, а также постоянно мониторить и контролировать работу общественного транспорта с целью соблюдения расписания движения и соблюдения ПДД.
Основной проблемой при пресечении, расследовании и раскрытии правоохранительными органами беспорядков, терактов и преступлений, слежении за дорожно-транспортной ситуацией и раскрытии ДТП, поджогов и угонов автомобилей является недостаточность информации и наличия фактов о произошедших событиях. Система видеонаблюдения представляет неоспоримые доказательства в раскрытии таких преступлений. Благодаря видеозаписям проще установить личность преступника, способы правонарушений, последовательность событий, дополнительные факты инцидентов.
Постоянный онлайн-контроль за предприятиями, производящими несанкционированные выбросы аварийных химически опасных веществ, и местами несанкционированных свалок строительного и бытового мусора можно также мониторить с помощью систем видеонаблюдения, а не узнавать из сообщений и жалоб жителей.
Видеонаблюдение является эффективным средством получения информации и целостной картины того, что происходит на объекте видеонаблюдения.