Недействующий

Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Сахалинской области (с изменениями на 24 декабря 2021 года)



5.1. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (далее - Стратегия-2035), утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, была разработана для определения основных направлений, механизмов и инструментов, способных обеспечить устойчивое повышение уровня и качества жизни населения области, рост благосостояния жителей и интенсивное развитие экономики региона с учетом национальных стратегических целей и задач. Стратегия-2035 разработана с опорой на результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, принятой в 2011 году и скорректированной в 2018 году. Последняя ставила целью рост показателей социального развития региона до уровня выше среднероссийского и в основном достигнута. При этом по части социальных показателей пока сохраняется отставание. Сахалинская область занимает 46 место из 85 субъектов Российской Федерации в рейтинге по качеству жизни. Здоровье жителей региона также ниже среднего по стране. По качеству высшего образования регион занимал места в последнем десятке. Около половины жилищного фонда области имеет уровень износа больше 30%.


К ключевым конкурентным преимуществам Сахалинской области, обуславливающим ее уникальный потенциал развития, относятся:


1) Специализация в области добычи на шельфе. Добыча на шельфе - самое быстроразвивающееся технологическое направление в мировой нефтегазовой отрасли.


2) Неосвоенные запасы природных ресурсов (вовлечение которых в хозяйственный оборот может увеличить вдвое объем экономики и выпуск промышленных производств):


- запасы нефти, газа, газового конденсата, угля;


- запасы металлов (железа, золота, серебра, редкоземельных металлов, которые почти не добываются);


- биологические ресурсы (в т.ч. нерестилища тихоокеанских лососей), формирующие потенциал для развития на территории региона хозяйств промышленной марикультуры;


- лесные ресурсы, богатые запасы лесных насаждений;


- природные рекреационные ресурсы, в т.ч. геоморфологические (горы, лечебные грязи, минеральные и термальные воды), создающие возможности для развития туристической инфраструктуры.


3) Вовлеченность в экономику быстроразвивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона.


4) Длинная освоенная береговая линия, система бухт, близко расположенные поселения, наличие морских портов круглогодичного действия в г. Холмске, г. Корсакове и г. Невельске.


Вместе с тем в Стратегии-2035 отмечается ряд проблем и диспропорций, характерных для региона. Отдача от социальной сферы региона остается несопоставимой с размером ее финансирования, особенно с учетом динамики последних лет. С учетом выработки ресурса действующих месторождений ожидается снижение добычи углеводородов и наличие свободных производственных мощностей в области подготовки и транспортировки нефти и природного газа, а также сжижения природного газа.


В регионе сегодня наблюдается дефицит компетенций, необходимых для освоения новых технологий, а также отсутствие специалистов - носителей соответствующих знаний, отсутствие программы подготовки специалистов высшей квалификации.


Объекты транспортной инфраструктуры региона (паромы, порты, аэропорты, автодороги) имеют высокую степень износа. При высокой степени автомобилизации (321,8 автомобилей на тыс. чел. населения) Сахалинская область отстает по качеству и безопасности дорог. Дорожную сеть отличают низкая плотность, неоптимальная конфигурация, большое количество грунтовых разрывов. Имеющий высокую социальную значимость для региона воздушный транспорт (более 90% пассажирских перевозок за пределы области и обратно) имеет высокую себестоимость услуг. До перевода железных дорог на общероссийскую колею их эксплуатационные расходы по острову Сахалин в 8 - 10 раз превышали среднесетевые. В секторе морского транспорта не сняты ограничения в портах по глубинам и параметрам акватории, а износ гидротехнических сооружений составляет от 50% до 90%.