АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 февраля 2021 года N 7-соц


Об утверждении Концепции развития дополнительного образования в системе образования в городе Красноярске



В рамках реализации приоритетных целей государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся национального проекта "Образование", федерального проекта "Успех каждого ребенка", в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", руководствуясь статьями 45, 58, 59 Устава города Красноярска, Распоряжением Главы города от 22.12.2006 N 270-р:


1. Утвердить Концепцию развития дополнительного образования в системе образования в городе Красноярске согласно приложению.


2. Главному управлению образования администрации города разработать и утвердить дорожную карту по реализации Концепции развития дополнительного образования в системе образования в городе Красноярске до 01.04.2021.


3. Настоящее Распоряжение опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.


4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения оставляю за собой.



Заместитель Главы города -
руководитель департамента
социального развития
О.А.УРБАНОВИЧ



Приложение
к Распоряжению
администрации города
от 11 февраля 2021 г. N 7-соц



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ


Дополнительное образование детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.


Государственная политика относительно дополнительного образования реализуется в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов, предоставляющих образовательные услуги в интересах детей, семей и образовательных организаций.


Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.


В отличие от задачи, решаемой в общем образовании по обеспечению доступности качественного образования и по повышению качества общего массового образования, дополнительное образование предоставляет пространство возможностей для каждого в персонально проектируемом развитии личности. Дополнительное образование играет роль интегратора, обеспечивающего вхождение в социум как в мир человеческой деятельности с пониманием и освоением общих ценностей, норм, культурных образцов в контексте позитивной социализации.


Развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств. В настоящее время наблюдается растущий спрос на образовательные услуги, что порождает различные инициативы различных ведомств и сфер в привлекательных предложениях от музеев и библиотек, в создаваемых парках и музеях науки, кванториумах, студиях робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и т.п. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем расширяется применение новых образовательных форм (сетевое электронное обучение) и технологий (компьютерных, визуальных, сетевых). Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).


Стратегическая задача заключается в том, что город Красноярск, как столица Ангаро-Енисейского макрорегиона, должен стать генератором новых модельных образцов и механизмов образовательных технологий и образовательной политики Енисейской Сибири, удерживая многообразие и вариативность, поддерживая и распространяя лучшие образовательные практики.


В рамках реализации стратегической задачи выделяются следующие "ключевые фокусы", которые неразрывно связаны с образовательной политикой г. Красноярска:


развитие человеческого потенциала;


культурная политика;


инновационная политика;


политика безопасности жизнедеятельности;


финансово-бюджетная политика.


К дополнительным задачам дополнительного образования относятся:


обеспечение доступности;


расширение спектра дополнительных образовательных программ;


развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;


модернизация инфраструктуры;


развитие системы управления качеством реализации дополнительного образования;


внедрение негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, а также механизмов государственно-частного партнерства.


Дополнительное образование принципиально расширяет возможности обучающегося, предлагая большую свободу выбора для целеполагания в стратегии индивидуального развития, предполагая свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.


Вариативность содержания и форм организации дополнительного образования позволяет обеспечить многообразие видов деятельности с соответствующим содержанием с возможностью свободного выбора для личностного развития человека на основании его потребностей, склонностей и интереса. Таким образом, создаются условия, побуждающие к познанию, творчеству, труду, мотивирующие на самоактуализацию и самореализацию личности. В дополнительном образовании познавательная активность обучающегося выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, благодаря чему осознается смысл непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.


Дополнительное образование предполагает:


участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;


возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);


право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;


неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;


вариативный характер оценки образовательных результатов;


тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные знания и навыки;


разновозрастный характер объединений;


возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.


Важной отличительной чертой системы дополнительного образования детей является открытость, которая проявляется:


в нацеленности на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;


в возможности включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;


в создании благоприятных условий для генерирования и реализации детских и подростковых общественных инициатив и проектов, в том числе направленных на развитие волонтерского движения и социального предпринимательства.


Политика развития человеческого потенциала понимается как повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих в городе Красноярске. Политика развития человеческого потенциала является одним из наиболее самых очевидных способов прописать место города на российской и международной карте городов-лидеров.


Таким образом, задача развития человеческого потенциала - это задача формирования современной человеческой инфраструктуры, инновационных проектов и стратегий территориального развития.


Сфера дополнительного образования должна учитывать данный фактор, он напрямую влияет на государственный заказ в сфере образования, а это ведет к следующим изменениям и трендам:


экономическая переорганизация территорий приводит к миграциям, прежде всего это касается молодого поколения, которое должно быть мобильным, должно уметь менять место жительства, при необходимости следовать за рынками занятости;


изменение и развитие экономических профилей территорий требуют специалистов нового поколения, способных реализовывать современные технологии;


появились новые практики в связи с переходом страны в постиндустриальное измерение;


большая часть молодого поколения уже мечтает как о гуманитарном образовании, так и о технологическом одновременно (в отличие от молодого поколения тоталитарно-индустриальной страны).


Дополнительное образование детей является важным фактором возможностей для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, таким образом компенсируя их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.


Подводя промежуточный итог, можно выделить специфические городские черты, существенные для концепции дополнительного образования г. Красноярска:


территориально-транспортные сети;


стратегии развития региона и города;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»