ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2021 года N 33
О внесении изменения в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697
Правительство Республики Хакасия постановляет:
Внести в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697 ("Вестник Хакасии", 2020, N 5), изменение, изложив его в следующей редакции:
"ПРОГНОЗ долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года
Пояснительная записка
В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1218, и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2015 N 736, разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года (далее - Прогноз).
Формирование вариантов Прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития осуществлялось на основе анализа социально-экономического развития Республики Хакасия за 2017 - 2019 годы в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов на период до 2036 года, с учетом прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов:
1 вариант - консервативный;
2 вариант - базовый (основной);
3 вариант - целевой.
При разработке Прогноза были учтены национальные цели развития на период до 2030 года в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 474), а также Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), а также учтены показатели Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Республики Хакасия в 2017 - 2019 годах
В 2017 - 2019 годах в отраслях реального сектора экономики Республики Хакасия наблюдались разнонаправленные тенденции. В 2018 и 2019 годах рост наблюдался в промышленном производстве, при этом в 2017 году отмечалось снижение промышленного производства к уровню 2016 года. За три года отмечался уверенный рост объема розничной торговли. С отрицательной на положительную изменилась динамика по объему строительных работ в 2018 году, но в 2019 году показатель вновь перешел в область отрицательных значений. Одновременно отмечено снижение объема производства в сельском хозяйстве. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 2018 году по отношению к 2017 году, а в 2019 году вновь снизился. Сохранялся рост денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2017 году составил 207,6 млрд рублей, в 2018 году - 235,3 млрд рублей. Индекс физического объема в сопоставимых ценах к 2016 году вырос на 0,6%, к 2017 году - на 3,2%. По 2019 году ВРП оценивается в сумме 247,1 млрд рублей, при этом индекс физического объема увеличился на 2,3%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом ВРП на душу населения вырос на 5,7% и сложился в сумме 386,0 тыс. рублей, в 2018 году - на 13,6% (438,4 тыс. рублей), в 2019 году - на 10,5% (461,6 тыс. рублей).
За период 2017 - 2019 годов среднегодовой темп роста ВРП составил 102,0%.
Основной вклад в формирование ВРП внесли добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, торговля, транспортировка и хранение.
Реализуемая в последние годы региональная политика по опережающему развитию промышленного производства, имеющего более высокую экономическую эффективность, позволила усилить роль промышленности в создании валовой добавленной стоимости.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями Республики Хакасия вырос до 224,1 млрд рублей в 2019 году. Индекс промышленного производства за три года увеличился на 13,4%. Среднегодовой темп роста составил 104,3%.
В 2017 году наблюдалось небольшое снижение индекса промышленного производства до 99%, а в 2018 году зафиксирован пик роста промышленного производства до 107,5% к уровню 2017 года.
Для предприятий Республики Хакасия достаточно сложным явился 2017 год: резко упал спрос на продукцию (как внутренний, так и внешний), реализовывалась умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков, наблюдался недостаточный объем собственных финансовых средств организаций для проведения модернизации производства.
Одной из структурообразующих динамично развивающихся отраслей промышленности Республики Хакасия является добыча полезных ископаемых. За три года объем добычи угля вырос в 1,8 раза. Индекс добычи полезных ископаемых с 2017 года увеличился на 15,9%. В структуре промышленного производства основную долю занимают обрабатывающие отрасли - 45,2%, при этом в 2016 году их доля составляла 47,2%.
Индекс обрабатывающих производств с 2017 года увеличился на 22,0%. Среднегодовой темп роста составил 106,9%.
В обрабатывающих отраслях промышленности с каждым годом большую значимость приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, формирующие третью часть всего объема обрабатывающих производств.
Необходимо отметить, что в обрабатывающих отраслях в 2017 - 2019 годах наблюдалось увеличение производства по следующим видам экономической деятельности: металлургическое производство, производство пищевых продуктов, ремонт и монтаж оборудования, производство электрического оборудования.
Конкурентным преимуществом Республики Хакасия является ее энергообеспеченность и профицитность энергобаланса.
В период 2017 - 2019 годов только в 2018 году зафиксировано увеличение объема производства, в 2017 и 2019 годы наблюдался спад из-за сезонного снижения водности Саяно-Шушенского водохранилища.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2019 году незначительно снизился к уровню 2016 года и составил 13966,0 млн рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в период 2017 - 2019 годов сократился на 8,6% к уровню 2016 года.
В структуре производства продукции сельского хозяйства Республики Хакасия основную долю занимают хозяйства населения, при этом их доля снизилась с 63,1% до 58,6%.
В сельском хозяйстве Республики Хакасия преобладающей отраслью является животноводство, на которое приходится более 67,0% произведенной сельскохозяйственной продукции.
За 2017 - 2019 годы в республике поголовье свиней снизилось на 24,3%, овец и коз - на 0,5%, поголовье крупного рогатого скота - на 2,5%, поголовье птицы - на 0,6%.
В период с 2017 по 2019 год производство молока сократилось на 12,7%, скота и птицы на убой (в живом весе) - на 9,2%, яиц увеличилось на 5,1%. В животноводстве зафиксирован спад объемов производства, что в большей степени связано с сокращением объемов производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Растениеводство занимает чуть более 30% в сельскохозяйственном производстве региона. Республика специализируется на выращивании зерновых и кормовых культур, картофеля.
За три года отмечено увеличение намолота зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) на 16,0%, сбора овощей открытого грунта - на 13,7%, снижение урожайности картофеля на 4,3%.
За три года в экономику региона было вложено 92,8 млрд рублей инвестиций, при этом самый значительный в 2019 году - 34,7 млрд рублей. Наименьший объем капитальных вложений пришелся на 2017 год - 23,8 млрд рублей, что составило 87,5% к 2016 году. Снижение инвестиционных вложений в региональную экономику, по данным субъектов бизнеса, произошло из-за ограничений доступности кредитных ресурсов (международные санкции, в результате которых был ограничен доступ к ресурсам иностранных банков, повышенные требования, предъявляемые к заемщикам, умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков), дефицита объемов собственных средств организаций для финансирования инвестиций. Кроме того, значительную роль сыграла неопределенность экономической ситуации в стране. При этом на снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году повлияло сокращение капитальных затрат в транспортировке и хранении (на 68,3%) в результате крупных вложений в 2018 году в рамках инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" (закупка 17 единиц новых локомотивов для обеспечения перевозки грузов на сумму более 5,4 млрд рублей).
С 2017 по 2019 год произошло увеличение доли объема инвестиций, направленной на приобретение зданий (кроме жилых) и сооружений, расходов на улучшение земель с 25,3% до 34,4%, машин, оборудования, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты - с 50,8% до 55,9%. В видовой структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) возросла доля добычи полезных ископаемых (с 28,7% до 38,6%), преимущественно за счет увеличения доли добычи угля (с 24,6% до 36,3%), а также транспортировки и хранения (с 5,7% до 11,9%).
В строительной сфере на протяжении 2017 - 2019 годов отмечалась неоднородная динамика: сокращение объемов работ в 2017 и 2019 годах (индекс физического объема - 85,1% и 87,6% соответственно) и увеличение в 2018 году до 105,9%.
При этом противоположная ситуация наблюдалась с вводом в действие жилых домов. Наиболее низкий объем ввода в действие жилых домов зафиксирован в 2018 году (введено в эксплуатацию 188,2 тыс. м2, что ниже уровня 2017 года на 20,2%).
Снижение ввода жилья связано с тем, что в 2017 году вводились дома, строительство которых начиналось в острую фазу экономического кризиса 2015 года. В 2018 году застройщики достраивали предыдущие объекты и откладывали начало строительства новых.
Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя выросла с 23,4 м2 в 2017 году до 25,5 м2 в 2019 году.
За три года внешнеторговый оборот республики увеличился на 25,2% к уровню 2016 года, в том числе экспорт товаров - на 24,1%, импорт товаров - на 31,5%. Экспорт на протяжении данного периода стабильно превышал импорт, при этом если в 2017 году данное превышение составляло 6,0 раза, то в 2019 году сократилось до 5,4 раза.
Удельный вес Республики Хакасия во внешнеторговом обороте Сибирского федерального округа за три года оставался стабильным и составлял 5,6%, в том числе в экспорте - 6,0%, в импорте - 3,8%.
Наиболее значимые участники внешнеэкономической деятельности в Республике Хакасия - крупнейшие региональные предприятия - экспортеры сырья, металлов и топливно-энергетических ресурсов (каменного угля): АО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", АО "РУСАЛ САЯНАЛ", ООО "СФМЗ", АО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-ХАКАСИЯ".
Развитие оборота розничной торговли в регионе с 2017 по 2019 год характеризовалось положительной динамикой. Оборот розничной торговли увеличился за три года в сопоставимых ценах на 9,1% и составил в 2019 году 91,1 млрд рублей.
Объемы предоставления в республике платных услуг населению в течение трех лет росли. Суммарный объем платных услуг населению в сопоставимых ценах увеличился на 4,9% и составил в 2019 году 19,3 млрд рублей.
В период 2017 - 2019 годов в Республике Хакасия число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, сократилось на 11,2% (на 635 предприятий) к уровню 2016 года и составило 5027 единиц. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2019 году составил 70,5 млрд рублей, увеличившись за три года на 10,2 млрд рублей, или 17,0%.
С 2017 года среднедушевые денежные доходы выросли до 22,7 тыс. рублей. Рост денежных доходов населения обусловлен сохранением роста номинальной заработной платы, повышением доходов от собственности и предпринимательской деятельности, индексацией социальных выплат и пенсионных назначений.
По итогам 2019 года денежные доходы населения республики сложились в сумме 145,8 млрд рублей, расходы - 151,4 млрд рублей, превысив уровень 2016 года на 15,3% и 19,3% соответственно. В реальном выражении денежные доходы с 2017 по 2019 год демонстрировали разнонаправленную динамику: положительную в 2017 и 2018 годах, отрицательную - в 2019 году. За три года реальные денежные доходы выросли на 3,0% к уровню 2016 года.
Основным доходом работающего населения республики по-прежнему остается заработная плата. Среднемесячная заработная плата в республике в 2019 году составила 40,6 тыс. рублей, увеличившись за три года на 24,7%, при этом максимальный рост пришелся на 2018 год (на 11,5%).
Существенное увеличение темпов роста заработных плат связано в первую очередь с достижением соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительным фактором роста заработных плат в 2018 году стала индексация оплаты труда с 01 января и с 01 мая 2018 года.