Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года



3.2.2. Повышение ресурсоэффективности ЖКХ и энергетики


Климатические особенности Арктической зоны Республики Саха (Якутия) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. Сложность жизнеобеспечения населения обусловлена обширностью территории, удаленностью населенных пунктов, низкой плотностью населения. В среднем продолжительность отопительного периода в Арктике составляет свыше 9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах Арктической зоны круглогодично.


Приоритетными проблемами жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Арктической зоны Республики Саха (Якутия) являются высокий износ основных фондов и низкий уровень инженерного обустройства, обуславливающие низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей. Значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, связанный с износом основных фондов, нерациональными планировочными решениями, высокими тепловыми и энергетическими потерями, неоптимальной транспортной схемой доставки топлива, ежегодно обуславливает возрастающую нагрузку на государственный бюджет Республики Саха (Якутия).


Актуальной представляется задача выработки собственной электрической энергии на объектах ЖКХ, обусловленная как высокими тарифами на электроэнергию, так и проблемой безопасности объектов коммунальной теплоэнергетики.


Необходимо в первоочередном порядке проводить энергоэффективные мероприятия, постепенно замещать морально и физически устаревшие действующие котельные на современные энергоэффективные технологии: когенерирующие системы энергоснабжения (мини-ТЭЦ), обеспечивающие повышение эффективности использования первичного топлива, повышая КПД энергоустановки до 80-90%.


Локальная энергетика Арктической зоны характеризуется износом электрооборудования дизельных станций до 70%, большинство из них размещено в неприспособленных зданиях (без учета требований пожарной безопасности, санитарных условий работы персонала). Воздушные линии электропередач, отходящие от дизельных электростанций, выполнены на деревянных опорах и имеют износ также свыше 70%. Удельные затраты на производство электроэнергии на дизельных электростанциях составляют в среднем около 45,88 руб./кВт час, в особенно труднодоступных и удаленных населенных пунктах - до 650 руб./кВт час.


В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) ввиду наличия малой распределенной энергетики приход "большой энергетики" маловероятен из-за большой протяженности территории. Надежность энергообеспечения будет обеспечиваться за счет модернизации существующих и строительства новых электростанций.


Основными направлениями в сфере обеспечения энергетической безопасности арктических районов будет строительство новых ДЭС взамен изношенных, проведение энергоэффективных мероприятий, диверсификация и повышение качества топливных ресурсов в целях оптимизации расходов на энергоснабжение, в том числе применение местных топливных ресурсов.


В рамках плана мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 15 августа 2019 г. N 7456п-П9, ПАО "Русгидро" разработана программа модернизации неэффективной дизельной генерации на период до 2024 года. В целях реализации этой программы в настоящее время на согласовании сторон находится проект соглашения о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и ПАО "РусГидро" с 6-пилотными ДЭС для модернизации в Верхоянском (г. Верхоянск, с. Табалах) и Момском районе (сс. Мома, Сасыр, Кулун-Елбут, Тебюлях). Всего определены 20 приоритетных ДЭС для модернизации.


При изыскании дополнительных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), федерального бюджета Российской Федерации реализация программных мероприятий позволит довести уровень благоустройства жилищного фонда к 2035 году, оборудованного водопроводом до 50,5%, канализацией до 55,7%, отоплением до 93,5% и горячим водоснабжением до 52,7%.


В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) показатели очистки сточных вод в настоящее время не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сточным водам. Более 80% канализационно-очистных сооружений республики работают с износом, так как введены в эксплуатацию в 1970 - 1980 гг. Ключевыми проблемами очистки сточных вод являются: отсутствие строительства новых сооружений, ухудшение санитарно-технического состояния существующих канализационно-очистных сооружений вследствие непринятия мер по реконструкции и модернизации, отсутствие интенсификации очистки сточных вод. Экологическая опасность, которую несет слив неочищенных сточных вод, ежегодно увеличивается пропорционально росту населения и строительства систем водоснабжения.


В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)" строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений реализуется по механизму государственно-частного партнерства и внебюджетных источников.


Доля населения АЗ РС(Я), обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения, составляет 36% при среднероссийском уровне 87,5% (по Республике Саха (Якутия) - 59,8%). Отставание по данному показателю имеется в 10 районах из 13. В целях доведения данного показателя до уровня среднего по Российской Федерации необходимо реализовать мероприятия по строительству объектов системы водоснабжения.


Учитывая низкий уровень обеспеченности качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения и отсутствие инвестиционной привлекательности при строительстве объектов водоснабжения, единственной возможностью для достижения среднероссийского показателя по обеспечению качественной питьевой водой и улучшению условий жизни населения в Арктической зоне является строительство объектов водоснабжения за счет бюджетных средств в отстающих 10 районах.


Необходимо рассмотреть возможность включения в федеральный проект "Чистая вода" национального проекта "Экология" отдельного мероприятия по строительству объектов водоснабжения в Арктической зоне Российской Федерации, предусматривающего выделение субсидий на строительство объектов субъектам Российской Федерации, в состав которых входят территории, относящиеся к Арктической зоне. Общая потребность в финансировании строительства объектов водоснабжения в целях доведения показателя до среднероссийского уровня составляет около 1 530,32 млн руб.