Одной из основных задач социально-экономического развития Ивановской области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В Ивановской области в ходе реализации Плана мероприятий по защите прав потребителей в Ивановской области на 2016 - 2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ивановской области от 21.09.2016 N 194-рп, в целом сформирована достаточно гибкая и разветвленная система защиты прав потребителей. Структуры, составляющие систему, осуществляют весь комплекс работ по реализации защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях.
За этот период удалось не только создать региональную систему защиты прав потребителей, но и обеспечить взаимодействие отдельных ее элементов в соответствии с возложенными на них полномочиями. Анализ организации защиты прав потребителей в регионе в настоящее время свидетельствует о переходе ее на новый качественный уровень.
Взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ивановской области осуществляется в рамках обучения персонала действующему законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей, содействия потребителям в защите их потребительских прав, совместного проведения горячих линий, круглых столов, совместного рассмотрения жалоб и обращений граждан, обмена информацией по защите прав потребителей, совместного приема потребителей, обратившихся по вопросам защиты своих потребительских прав.
Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. В числе основных направлений деятельности - меры по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средства массовой информации большое внимание уделяют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.
Успешная реализация потребительской политики в различных аспектах стала возможной в результате разработки и исполнения Плана мероприятий по защите прав потребителей, утвержденного распоряжением Правительства Ивановской области от 21.09.2016 N 194-рп, но в то же время остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходимы поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.
Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей. Информационно-просветительская работа становится одним из основных элементов потребительской политики и должна включать: пропаганду правовых знаний через средства массовой информации; издание специальной и популярной литературы; максимально возможное вовлечение в образовательный процесс различных групп потребителей. Особое внимание должно быть уделено социально незащищенным, малообеспеченным, проживающим в отдаленных районах и в сельской местности потребителям, организации системного обучения обучающихся в образовательных организациях Ивановской области на условиях его непрерывности и преемственности с приоритетом обучения основам потребительских знаний в общеобразовательных организациях Ивановской области, обучению предпринимателей, поддержке общественного движения потребителей. В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что способствовало бы добровольному разрешению возникающих споров.
Для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, обществ потребителей и других заинтересованных организаций.
Решение вышеобозначенных проблем и задач в определенной степени возможно в рамках реализации региональной Программы. Отличительной особенностью настоящей Программы является ее комплексный подход к осуществлению поставленных целей государственной поддержки потребителей, что позволяет максимально интегрировать интересы и возможности всех структур в Ивановской области, занимающихся защитой прав потребителей, и в конечном итоге существенно влияет на улучшение социально-экономической ситуации в регионе.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности на территории области.