Формирование планировочной структуры городского округа город Воронеж осуществляется с учетом сложившейся планировочной структуры, специфику которой определяет наличие планировочных зон и поясов разных исторических периодов с различной интенсивностью урбанизации и типологией застройки. Также характерной особенностью планировочной структуры города Воронежа является наличие таких пространственных делителей, как Воронежское водохранилище, железные дороги, территории промышленных зон с низкой проницаемостью. В то же время город Воронеж сохраняет преимущественно компактную структуру, ограниченную в границах городского округа на севере - землями лесного фонда, на юге - аэродромом Балтимор и землями лесного фонда, на западе - рекой Дон, на востоке - федеральной автомобильной дорогой М-4 "Дон". Основное городское ядро расположено в границах пятикилометровой зоны от исторического центра города.
Город представляет собой сложную и разнообразную пространственную структуру. Пояса и сектора города имеют различный функциональный состав и соотношение функций. В зоне исторического центра и срединном поясе развитие осуществляется путем комплексной реорганизации жилых, общественных и производственных территорий, в периферийном поясе - за счет комплексного освоения новых территорий.
Основными задачами территориального планирования в части совершенствования функционально-планировочной структуры городского округа город Воронеж являются:
1) формирование функционально-планировочной структуры, обеспечивающей сбалансированность размещения населения, мест приложения труда и сокращение времени средней поездки и учитывающей действующие планировочные ограничения градостроительной деятельности, функции города Воронежа как административного центра Воронежской области и агломерационные связи со смежными районами;
2) полицентрическое развитие города, обеспечивающее появление новых точек роста, новых центров производственной, деловой и социальной активности, что позволит сократить маятниковую миграцию населения и равномерно распределить социально-общественные, транспортные и экономические нагрузки на территории города;
3) обеспечение эффективного использования городских территорий за счет приведения их функционального назначения и параметров использования в соответствие с экономической и градостроительной ценностью территорий;
4) комплексное развитие территорий города, в том числе предполагающее создание районов смешанного функционального использования;
5) улучшение жилищных условий, достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий;
6) интеграция принятых и реализуемых градостроительных решений в единую функционально-планировочную структуру города, обеспечение транспортной связности и доступности отдаленных районов города;
7) реализация принципов опережающего развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на незастроенных территориях, взаимосвязанность территориального планирования и градостроительного зонирования;
8) обеспечение сложившейся и новой застройки надежной транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой;
9) формирование природно-рекреационного комплекса города с сохранением рекреационной роли природных территорий, бережным и эффективным использованием экологического потенциала в интересах жителей;
10) обеспечение безопасности территории и окружающей среды.