Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 февраля 2021 года N 50



Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год



Введение


Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".

Основные понятия:

Обязательные требования - требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Ростехнадзором или его территориальным органом в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба, отвечающее следующим признакам:

реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов (объектов);

отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов;

отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для поднадзорных субъектов, в отношении которых они реализуются;

направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;

отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.

В целях профилактики нарушений обязательных требований могут применяться следующие профилактические мероприятия:

информирование (осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах);

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения (при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований);

консультирование (по обращениям контролируемых лиц и их представителей должностное лицо контрольного (надзорного) органа осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);

профилактический визит (проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи; в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска).

В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сформирована двухуровневая система управления деятельностью (центральный аппарат - территориальные органы).

Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура территориальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создают условия для обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координации действий территориальных управлений в федеральных округах, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах.

В целях конкретизации мероприятий и установления отчетных показателей по осуществляемым Ростехнадзором видам контрольно-надзорной деятельности Программа разделена на подпрограммы по каждому из следующих видов надзора:

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности (ПОДПРОГРАММА 1);

федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (ПОДПРОГРАММА 2);

федеральный государственный энергетический надзор (ПОДПРОГРАММА 3);

федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (ПОДПРОГРАММА 4);

федеральный государственный строительный надзор (ПОДПРОГРАММА 5);

федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии (ПОДПРОГРАММА 6).

Подпрограмма 1

Профилактика нарушений обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

Федеральный государственный надзор за опасными производственными объектами химического комплекса, предприятий оборонно-промышленного комплекса, хранения и переработки растительного сырья

1. Краткий анализ текущего состояния поднадзорной среды



Опасные производственные объекты (далее - ОПО) по классам опасности  (по состоянию на 30.09.2020)

ОПО

Всего

Всего

Класс опасности

организаций, эксплуатирующих ОПО

ОПО

I

II

III

IV

Химического комплекса

3322

5634

177

443

3630

1384

Оборонно-промышленного комплекса

976

448

56

40

352

-

Хранения и/или переработки растительного сырья

3628

8209

-

-

3429

4780



2. Описание ключевых наиболее значимых рисков


Негативное влияние на состояние промышленной безопасности оказывает значительный износ основных производственных фондов (объектов) поднадзорных организаций (субъектов). При нормативных сроках эксплуатации в пределах 20-30 лет значительная часть оборудования (технических устройств) предприятий к настоящему времени многократно выслужила свои сроки, устарела морально и физически. Для большинства поднадзорных организаций вопрос обновления основных производственных фондов актуален, решается, как правило, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что связано со значительными финансовыми затратами на проведение соответствующих работ. Не способствует активизации работ по обновлению основных производственных фондов поднадзорных организаций и допускаемая законодательством возможность продления срока эксплуатации изношенного оборудования, не урегулированная в полной мере.

Полномасштабного внедрения новых технологий не происходит. Замена технологического оборудования (технических устройств), средств управления/контроля и противоаварийной защиты, отработавших нормативный срок службы, на новые и более эффективные, не является системным и планомерным процессом.

3. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды


По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении поднадзорных субъектов/объектов отмечается:

в части объектов - децентрализация (дробление) производственных комплексов;

в части работников объектов - снижение уровня квалификации работников и отсутствие должной укомплектованности штата работников;

в части субъектов - оптимизация экономической деятельности за счет сокращения штата работников без учета проектной документации (документации), отсутствие должного внимания к организации надзора за состоянием промышленной безопасности и к финансированию работ, направленных на безопасную эксплуатацию производств.

4. Текущий уровень развития профилактических мероприятий


Систематически и централизованно осуществляются мероприятия в рамках профилактики нарушений обязательных требований:

обобщение и анализ правоприменительной практики;

актуализация и размещение перечня типовых нарушений обязательных требований;

актуализация и размещение на официальном сайте Ростехнадзора перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;

консультирование поднадзорных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований;

участие в публичных мероприятиях.

5. Отчетные показатели за 2019-2020 годы и прогноз отчетных показателей на 2021 год

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

Прогноз

2021 г.

Количество аварий на ОПО химического комплекса

2

8

2

Количество аварий на ОПО оборонно-промышленного комплекса

3

1

3

Количество аварий на объектах хранения и/или переработки растительного сырья

2

1

2



6. Перечень должностных лиц Управления общепромышленного надзора Ростехнадзора, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий


Ф.И.О., должность

Телефон

Фоминых Максим Валентинович, начальник управления

(495) 646-33-11

Бритиков Дмитрий Александрович, заместитель начальника управления - начальник отдела

(495) 646-33-15

Смирнов Алексей Владимирович, начальник отдела

(495) 646-33-16

Ермошин Владимир Александрович, заместитель начальника отдела

(495) 645-94-79 доб. 30-69



7. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2021 год


N

Наименование мероприятия

Периодичность проведения

Поднадзорные субъекты

Ожидаемые результаты

1

Рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций по вопросам обязательных требований

По мере поступления обращений

Организации, эксплуатирующие ОПО, специалисты, граждане Российской Федерации

Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

2

Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора

Один раз в полугодие

Организации, эксплуатирующие ОПО

Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

3

Публикация и рецензирование статей, вопросов и ответов в журнале "Безопасность труда в промышленности" и в бюллетене "Информационный бюллетень Ростехнадзора"

В течение года

Организации, эксплуатирующие ОПО, специалисты

Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

4

Подготовка и размещение в сети "Интернет" на официальном сайте Ростехнадзора разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на их внедрение и обеспечение соблюдения поднадзорными объектами обязательных требований

По мере необходимости

Организации, эксплуатирующие ОПО, специалисты, граждане Российской Федерации

Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

5

Проведение семинаров и вебинаров

В течение года

Организации, эксплуатирующие ОПО

Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

6

Проведение публичных мероприятий по обсуждению правоприменительной практики в соответствии с утверждённым руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных мероприятий в территориальных органах

В течение года

Организации, эксплуатирующие ОПО, администрации субъектов Российской Федерации

Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях



Федеральный государственный надзор в горнорудной и металлургической промышленности

1. Краткий анализ текущего состояния поднадзорной среды