В условиях децентрализации системы управления научная и методическая функции являются системообразующими для всей библиотечной отрасли страны. Эта деятельность способствует формированию единой системы организации библиотечного обслуживания населения конкретной территории и (или) отдельной сети библиотек страны, а также обеспечивает обмен успешными профессиональными практиками. Приоритетное развитие получает региональное звено системы, что создает новые возможности для учета конкретных потребностей библиотек в методическом обеспечении.
Постоянный мониторинг ситуации, систематический сбор и обработка информации о различных аспектах работы библиотек, выявление проблемных зон и тенденций развития являются основой для определения выбора приоритетов деятельности в соответствии с намеченными стратегическими целями.
Результативность научной и методической деятельности библиотек напрямую зависит от четкого представления о векторах развития современной библиотеки.
Исследовательская деятельность является, с одной стороны, самостоятельной областью деятельности библиотек, с другой это необходимая часть их научной, методической (и практической) деятельности. Разнообразие факторов, влияющих на состояние библиотечного дела, требует проведения исследований самого различного характера.
Одновременно библиотеки являются активными участниками научно-исследовательской деятельности, реализуемой в стране (проведение библиометрических и наукометрических исследований, участие в реализации программ научно-технологического развития).
Положительные тенденции в развитии научной и методической деятельности во многих регионах страны сдерживаются рядом факторов:
недостаточная степень разработанности современных подходов к исследовательской и методической работе в условиях быстрого развития цифровых технологий;
дефицит кадров, способных выполнять сложные методические и исследовательские задачи;
недостаточное финансирование методических мероприятий и, как следствие, их резкое сокращение.
Реализация указанного направления предусматривает:
усиление роли универсальных, отраслевых и специализированных федеральных библиотек как сетевых координационных научно-методических центров и центров повышения квалификации библиотечных специалистов;
позиционирование региональных библиотек субъектов Российской Федерации как координаторов формирования системы мероприятий повышения квалификации для специалистов библиотек муниципального уровня;
обеспечение целевой методической поддержки библиотечно-информационного специализированного обслуживания особых категорий пользователей, в том числе детей, молодежи и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
усиление роли профессиональных общественных организаций в межведомственном взаимодействии, выявлении и поддержке профессиональных инноваций, экспертной оценке и продвижении эффективных практик, их нормативном закреплении;
использование информационно-коммуникационных технологий в методической деятельности;
развитие проектных и маркетинговых технологий в деятельности библиотек;
расширение международного профессионального взаимодействия и укрепление общественного сотрудничества.
Механизмами решения основных задач Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности библиотек являются:
разработка единой концепции научного и методического обеспечения деятельности библиотек страны независимо от ведомственной принадлежности;
закрепление полномочий по методическому обеспечению деятельности центральных библиотек субъектов Российской Федерации в актах о библиотечном деле субъекта Российской Федерации, а также библиотек других уровней и отраслевой принадлежности в ведомственных документах и уставах всех видов центральных библиотек;
восстановление методических подразделений (в том числе во всех центральных библиотеках субъектов Российской Федерации и центральных городских, районных библиотеках муниципальных образований Российской Федерации) с введением в штатное расписание библиотек должности методиста;
формирование единой информационной системы методического обеспечения деятельности библиотек;
введение единой системы статистического мониторинга деятельности библиотек;
проведение разноуровневых профессиональных конкурсов и смотров в целях выявления лучших организационно-управленческих, маркетинговых и технологических инноваций, внедренных библиотеками страны;
реализация совместных проектов взаимообмена актуальными практиками и новаторскими технологиями библиотечной работы.