МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2020 года N Р-193
Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях
(с изменениями на 26 сентября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Минпросвещения России от 26 сентября 2023 года N Р-206.
____________________________________________________________________
Во исполнение мероприятия "На основе апробации по созданию условий для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации сформированы методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10:
1. Утвердить методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (далее - методические рекомендации) согласно приложению.
2. Направить методические рекомендации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, для использования в работе.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
Д.Е.Грибов
(с изменениями на 26 сентября 2023 года)
Рекомендации подготовлены рабочей группой в составе:
Рубцов В.В. (руководитель), Сергоманов П.А. (соруководитель, по согласованию), Леонова О.И. (ответственный секретарь), Абушкин Б.М. (по согласованию), Алехина С.В., Банников С.Г., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Делибалт В.В., Драганова О.А. (по согласованию), Дубровина И.В., Егоренко Т.А., Егорова М.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Исаев Е.И., Клюева Т.Н. (по согласованию), Лавриненко О.А., Лобанова А.В., Марголис А.А., Пахальян В.Э., Романова Е.С. (по согласованию), Ослон В.Н., Сафронова М.А., Семья Г.В., Сорокова М.Г., Чиркина Р.В., Шарабарина О.Д. (по согласованию), Шведовская А.А., Шумакова Н.Б. (по согласованию).
(подробно см. Приложение 5. Глоссарий)
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья ОП - образовательная программа ПС - профессиональный стандарт педагога-психолога
ФГОС НОО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ФГОС ООО - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
ФГОС СОО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
ОО - образовательная организация
ООП - основная образовательная программа
КДНиЗП - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних
ИПМС - индивидуальный план межведомственного сопровождения
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации (абилитации)
МСЭ - медико-социальная экспертиза
ППк - психолого-педагогический консилиум
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ЦППМСП - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ЦОС - цифровая образовательная среда
Психологическая служба образовательной организации - организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов. В структуру психологической службы могут входить педагог-психолог или несколько педагогов-психологов образовательной организации, социальный педагог, учитель-логопед, дефектолог.
Психологическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Закона об образовании в Российской Федерации, а также стандартом профессиональной деятельности и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности в условиях общеобразовательных организаций.
Психолого-педагогическая программа - инструмент психологической службы, имеющий комплексный характер, разрабатываемый и применяемый для преодоления конкретных проблем целевых групп обучающихся, предупреждения психологического неблагополучия и стимулирования развития личности в условиях общеобразовательных организаций.
Программа адресной психологической помощи (поддержки) - целевая (персонифицированная) последовательность мер и/или мероприятий психологической службы в общеобразовательных организациях, направленная на психологическую помощь определенной целевой группе обучающихся.
Целевая группа - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в отношении которых осуществляются различные виды и формы психологической помощи.
Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед образовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.
Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение уязвимых категорий детей, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.
В этой связи функционирование психологической службы любой образовательной организации должно обеспечивать готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
Опыт реализации Концепции развития психологической службы в системе образования на период до 2025 года, положительный опыт региональных практик указывают на ряд актуальных задач, без решения которых невозможно обеспечить эффективную деятельность психологических служб в образовательных организациях. К ним следует отнести:
обоснование целей профессиональной деятельности педагога-психолога в общеобразовательных организациях, типовых профессиональных задач и способов их решения;
обеспечение требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС общего образования;
разработку психолого-педагогических программ, регламентирующих цели, содержание и основные профессиональные задачи педагога-психолога в рамках реализации ООП;
разработку и обоснование сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога и института сертифицированного пользователя;
содействие совершенствованию оказания психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений психологическими службами образовательных организаций и ЦППМСП;
системную работу по преодолению дефицита компетенций у значительного количества педагогов-психологов в решении профессиональных задач, связанных с реализацией действующих ФГОС общего образования;
формирование у специалистов компетенций, обеспечивающих возможность профессионально работать в межведомственной и междисциплинарной команде.
В методических рекомендациях оформлены предложения по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов. Рекомендации созданы с опорой на работающие модели и лучшие практики взаимодействия психологических служб с педагогами, а также ППк, ЦППМСП в вопросах выявления и преодоления трудностей в обучении, индивидуализации обучения целевых групп обучающихся (детей и подростков), нуждающихся в дополнительной помощи взрослых.
Методические рекомендации по функционированию психологических служб в общеобразовательных организациях определяют примерные направления деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях и педагога-психолога общеобразовательной организации, как ключевой фигуры психологической службы, соответствующие требованиям нормативных правовых документов в сфере образования:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), в том числе требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ;
профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Рекомендации опираются на результаты работы регионов, имеющих значительный опыт реализации практик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а также лучших практик реализации психолого-педагогических программ в образовательном процессе, соответствующих нормативно-правовым требованиям и принципам доказательности. Доказательный подход рассматривается как основной принцип организации профессиональной деятельности педагога-психолога, основной метод выявления и тиражирования лучших социальных практик работы с проблемами и вызовами школьного детства, формирования на этой базе реестра методик и программ психологической работы в условиях образовательных учреждений.
Рекомендации содержат конкретные предложения для педагогов-психологов, специалистов, курирующих их работу, руководителей общеобразовательных организаций по решению задач оказания психологической помощи обучающимся, а также научно-обоснованные рекомендации по повышению качества образования в условиях меняющегося детства.
Рекомендации включают следующие основные разделы:
Описание целевых групп детей и программ оказания им адресной психологической помощи, реализуемых психологическими службами, педагогами-психологами в школах, ожидаемых результатов работы, а также прав и полномочий педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Описание работающих моделей психологических служб в субъектах Российской Федерации, включая описание взаимодействия юридических лиц в системе управления образованием в регионе (ПМПК, ЦППМСП, методическими объединениями, профессиональными сообществами, КДНиЗП) в связи с оказанием психологической помощи обучающимся.
Цели, задачи и особенности организации психологической службы в общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса (включая взаимодействие с педагогическим коллективом/классными руководителями, администрацией, работу школьного консилиума).
Открытый реестр рекомендуемых программ психологической помощи, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в школе.
Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в школе.
Рекомендации адресованы представителям органов исполнительной власти в сфере образования, курирующим вопросы организации и развития психологической службы, специалистам методических служб (организаций), обеспечивающих организационно-методическое и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, руководителям образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы общего образования, а также педагогам-психологам и специалистам психологических служб общеобразовательных организаций.