4.1 Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться на основе документов территориального планирования: схем территориального планирования муниципальных районов, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации в сфере транспорта.
Проектирование автомобильной дороги следует осуществлять как часть единой дорожной сети, состоящей из системы взаимосвязанных автомобильных дорог и имеющей иерархически построенную структуру в зависимости от транспортной функции, выполняемой автомобильной дорогой.
4.2 Автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей (приложение А) и пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.
4.3 Надежность конструкций и сооружений автомобильных дорог должна соответствовать требованиям ГОСТ 27751.
4.4 При проектировании автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению комфортных и безопасных условий для маломобильных групп населения (МГН) по СП 59.13330, СП 136.13330.
4.5 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от функционального класса дороги (таблицы 4.1, 4.2) и расчетной среднесуточной приведенной интенсивности движения (таблица 4.3).
Проектирование дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) следует вести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818.
4.6. При определении расчетной среднесуточной интенсивности по прогнозным данным коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 32965.
4.7 Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. За расчетную следует принимать среднегодовую суточную интенсивность движения, приведенную к легковому автомобилю за последний год перспективного периода.
В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в два раза превышает установленную на основе расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза.
Таблица 4.1 - Функциональная классификация автомобильных дорог
Функциональный класс дороги | Транспортная функция | Соединяют |
Основные магистральные автомобильные дороги | - Обеспечивают международные и межрегиональные транспортные связи, включают непрерывные маршруты, обеспечивающие передвижения интенсивных транспортных потоков | - Столицу Российской Федерации г.Москву со столицами иностранных государств; |
Второстепенные магистральные автомобильные дороги | - Обеспечивают основные межрегиональные транспортные связи; | - Административные центры субъектов Российской Федерации, крупные и крупнейшие города между собой; |
Основные распределительные автомобильные дороги | - Обеспечивают перераспределение транспортных потоков между магистральными автомобильными дорогами и автомобильными дорогами местного значения; | - Магистральные автомобильные дороги между собой; |
Распределительные дороги автомобильные регионального значения, (распределительные автомобильные дороги*) | - Обеспечивают перераспределение транспортных потоков между магистральными автомобильными дорогами и автомобильными дорогами местного значения; | - Магистральные автомобильные дороги c распределительными автомобильными дорогами; |
Федерации с административными центрами муниципальных районов, городских округов; | Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с транспортными узлами (аэропортами, морскими, речными портами и другими транспортными объектами) регионального и межмуниципального значения; | |
Местные автомобильные дороги | Обеспечивают прочие транспортные связи | - |
* Для автомобильных дорог с НИД. |
Таблица 4.2 - Соответствие функционального класса автомобильных дорог классам и категориям автомобильных дорог, допустимые уровни удобства движения автомобильных дорог
Функциональный класс | Класс автомобильной дороги | Категория автомобильной дороги |
Основные магистральные | Автомагистраль | IA |
автомобильные дороги | Обычная дорога | II, III |
Второстепенные магистральные автомобильные дороги | Скоростная дорога | IБ |
Обычная дорога | IB*, II, III | |
Основные распределительные автомобильные дороги | Скоростная дорога | IБ |
Обычная дорога | IB*, II, III | |
Распределительные автомобильные дороги регионального значения (распределительные автомобильные дороги) | Обычная дорога | II, III, IV, IVА-р, IVБ-р |
Местные автомобильные дороги, подъезды** | Обычная дорога | III, IV, IVА-п, IVБ-п, VА, VБ |
* Категорию IВ на второстепенных магистральных и основных распределительных автомобильных дорогах допускается назначать на трудных участках горной местности, при капитальном ремонте и реконструкции. |
Таблица 4.3 - Соответствие расчетной среднесуточной интенсивности движения категории автомобильной дороги
Категория автомобильной дороги | Расчетная среднесуточная интенсивность движения, приведенных ед./сут |
IА, IБ, IВ | 14001 и более |
II | 6001-14000* |
III | 2001-6000 |
IV | 401**-2000 |
IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п, VА, VБ | В соответствии с ГОСТ Р 58818 |
Примечания |
Коэффициенты приведения, указанные в ГОСТ 32965, допускается использовать для приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю транспортных потоков, двигающихся без остановки. Для регулируемых, нерегулируемых и кольцевых пересечений в одном уровне следует использовать коэффициенты приведения, приведенные в приложении Ж.
4.8 Перспективный период при назначении категорий дорог (элементов плана, продольного и поперечного профилей) принимают равным 20 годам от планируемого года завершения строительства автомобильной дороги (или самостоятельного участка дороги).
4.9 Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автомобилей: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I-IV.