Действующий

Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (с изменениями на 8 мая 2023 года)

I. Общие положения


Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (далее соответственно - Концепция, социальная сфера) определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.

Концепция разработана для достижения следующих основных целей:

повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации;

оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов;

оптимизация процессов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации);

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

оптимизация взаимодействия с гражданами при проведении медико-социальной экспертизы;

снижение административной нагрузки на страхователей (юридических лиц), оптимизация процессов их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации)";

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

снижение издержек на осуществление функций, оказание государственных услуг и повышение эффективности основных и обеспечивающих процессов, в том числе расходов в сфере информационных технологий, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление процессов предоставления мер социальной поддержки;

оптимизация организационных структур государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также осуществляемых ими функций.

Концепция содержит краткий анализ текущего состояния информатизации Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, определяет цели и задачи, актуальность ее цифровой трансформации, устанавливает принципы и подходы, направления и мероприятия цифровизации, ожидаемые результаты.

Концепция предполагает цифровую трансформацию посредством глубокой реорганизации и реинжиниринга функциональных процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящее время в рамках координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), координации и контроля деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы осуществляются информационно-технологические мероприятия по совершенствованию процессов в сфере соответствующей государственной политики. При этом принятие Концепции необходимо для утверждения мероприятий, требующих совместной межведомственной реализации в течение продолжительного периода.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

В 2020 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы реализовано значительное количество проектов в сфере информационных технологий в рамках оказываемых услуг и осуществляемых функций, в том числе:

реализация ведения сведений о трудовой деятельности ("электронная трудовая книжка"). С 1 января 2020 г. работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) сведения о трудовой деятельности сотрудников, которые отражаются в электронном виде в системе индивидуального (персонифицированного) учета фонда. В электронных сведениях сохраняются все данные о трудовой деятельности гражданина, которые учтены в бумажной трудовой книжке. Введенный в эксплуатацию на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) сервис предоставления зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в электронном виде позволяет получить из информационных ресурсов фонда выписку о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 г.;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

проактивное уведомление гражданина о возможности получить пособие по безработице при увольнении. На едином портале реализован сервис проактивного уведомления граждан (в личном кабинете и на электронную почту), которые были уволены в связи с сокращением численности или штата работников организации. Для уволенных граждан будут автоматически сформированы проекты заявлений для возможности подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также для направления жалобы на работодателя в связи с нарушением трудового законодательства при увольнении по сокращению численности или штата работников;

постановка на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице в дистанционном формате. Признание гражданина безработным и назначение пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения дистанционно на основании заявления в электронной форме, которое гражданин формирует, используя личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо личный кабинет на едином портале. При этом все необходимые для принятия решения документы и сведения запрашиваются центрами занятости населения в порядке межведомственного взаимодействия;

персонифицированное уведомление граждан о возникновении возможности получения мер социальной поддержки при возникновении таких жизненных событий, как рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. На основании обработки различных данных будет выявляться жизненное событие у гражданина посредством единой государственной информационной системы социального обеспечения, обеспечиваться его соответствие мере социальной поддержки и осуществляться уведомление гражданина через личный кабинет на едином портале;

дистанционное оформление в случае карантина листков нетрудоспособности в электронном виде, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности. Для застрахованных лиц, прибывших в Российскую Федерацию с территорий стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией, а также для проживающих совместно с ними застрахованных лиц был реализован упрощенный порядок оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина, который подразумевает возможность их получения дистанционно, без необходимости личного посещения человеком медицинской организации, на основании заявления и информации, направленной в электронной форме в Фонд социального страхования Российской Федерации;

беззаявительное оформление листков нетрудоспособности, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности работающим застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше. Фонд социального страхования Российской Федерации самостоятельно на основе сведений, предоставляемых страхователем (работодателем) о застрахованных лицах, инициирует оформление электронного листка нетрудоспособности, исключая необходимость личного посещения медицинской организации, и осуществляет назначение и выплату (в случае наличия соответствующего права) пособия по временной нетрудоспособности;

выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. С 15 апреля 2020 г. предоставление гражданам государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал реализовано полностью в электронном виде посредством единого портала без необходимости личного посещения органов Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) в проактивном режиме. Кроме того, ведется работа по оптимизации процесса предоставления государственной услуги по распоряжению материнским (семейным) капиталом. Обеспечена возможность электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в процессе оказания услуги, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, исключая истребования отдельных документов от гражданина;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)