Статус документа
Статус документа

СП 489.1325800.2020 Аэродромы. Геотехнический мониторинг при эксплуатации

     4 Общие положения

4.1 Геотехнический мониторинг при эксплуатации аэродрома проводят в целях контроля технического состояния элементов аэродрома по программе, утвержденной заказчиком или оператором аэродрома, путем определения и оценки контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей безопасной эксплуатации, а также необходимость ремонта или реконструкции.

4.2 По назначению геотехнический мониторинг носит исследовательский или контрольный характер.

К задачам, решаемым в ходе исследовательского мониторинга, относятся:

- выявление причин образования дефектов, повреждений и прогнозирование их развития;

- исследование эксплуатационного воздействия воздушных судов (ВС) на элементы аэродрома, имеющих нагрузку, превышающую расчетную, или в случае снижения несущей способности искусственных покрытий в результате ухудшения физико-механических характеристик грунтов основания;

- исследование работы искусственных покрытий с применением новых конструктивно-технологических решений или материалов.

Основной задачей, решаемой в ходе контрольного мониторинга, является предупреждение возникновения неудовлетворительного состояния искусственных покрытий элементов аэродрома, которые могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами: природными явлениями и техногенными процессами на территории аэродрома и прилегающих территориях.

4.3 Необходимость проведения геотехнического мониторинга на стадии эксплуатации определяется:

- при разработке проекта нового строительства или реконструкции аэродромов, расположенных на территориях с возможными изменениями состояния окружающей среды, проявлениями аномалий и негативных процессов природно-техногенного характера;

- по результатам визуального или инструментального обследования технического состояния эксплуатируемого объекта в связи с уже проявившимися процессами, повлиявшими на его техническое состояние.

Решение о проведении мониторинга объекта может быть принято на любом из этапов его жизненного цикла.

4.4 По длительности проведения геотехнический мониторинг должен быть периодическим или постоянным.

4.5 В составе работ по мониторингу выделяют следующие этапы:

- разработка программы мониторинга и утверждение ее заказчиком;

- согласование схемы размещения оборудования с заказчиком и (или) эксплуатирующей организацией;

- монтаж необходимого оборудования;

- калибровка установленного оборудования и пусконаладочные работы;

- проведение нулевого (базового) цикла измерений;

- проведение мониторинга (периодического или постоянного);

- анализ результатов, составление отчета и передача всех материалов по итогам мониторинга заказчику или эксплуатирующей организации;

- демонтаж оборудования (при необходимости).

4.6 Методика и состав системы наблюдений при геотехническом мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта и разработки прогноза его технического состояния при дальнейшей эксплуатации.

4.7 Перед началом мониторинга выполняют визуальное и инструментальное (при необходимости) обследование технического состояния элементов аэродрома. При этом фиксируют дефекты и повреждения конструкций, способные повлиять на снижение их работоспособности и уровень безопасной эксплуатации ВС, а также определяют их параметры, подлежащие дальнейшему контролю при проведении мониторинга.

4.8 Геотехнический мониторинг выполняют:

- в ручном режиме, то есть с участием человека в каждом цикле измерений (наблюдений);

- в автоматическом режиме (автоматическая передача информации) в соответствии с приложением А, исключающим участие человека в снятии и передаче результатов измерений.

Необходимая степень автоматизации геотехнического мониторинга определяется программой мониторинга исходя из возможности обеспечения круглогодичного доступа к измерительному оборудованию на аэродроме.

4.9 Оборудование для геотехнического мониторинга следует выбирать исходя из условий обеспечения безопасной эксплуатации ВС на элементах аэродрома, требуемой точности результатов измерений и устойчивости системы к внешним воздействиям, проектного срока действия системы мониторинга в период эксплуатации, а также, при необходимости, возможности автоматической передачи информации.