Статус документа
Статус документа

СП 488.1325800.2020 Аэродромы и посадочные площадки с покрытиями облегченного типа. Правила проектирования

     8.1 Общие указания

8.1.1 Покрытия облегченного типа следует проектировать из местных материалов (грунтов, гравийных и щебеночных материалов, специально подобранных смесей), как необработанных, так и обработанных органическим или неорганическим вяжущим, из сборных металлических элементов, камней или плит мощения, плит из композитных материалов, деревянных элементов, а также с использованием геосинтетических материалов.

При конструировании покрытий облегченного типа следует предусматривать преимущественное использование местных грунтов и строительных материалов. Требования к выполнению изысканий грунтовых строительных материалов для целей проектирования приведены в [5].

8.1.2 Покрытия облегченного типа подразделяются:

- по признаку разборности: на сборно-разборные (покрытия из сборных металлических элементов, камней или плит мощения, плит из композитных материалов, деревянных элементов) и неразборные (покрытия из местных материалов (грунтов, гравийных и щебеночных материалов, специально подобранных смесей), как необработанных, так и обработанных органическим или неорганическим вяжущим, а также с использованием геосинтетических материалов);

- по материалу: на грунтовые из оптимальных смесей; грунтогравийные, грунтощебеночные, гравийные и щебеночные, обработанные органическим или неорганическим вяжущим, каменные, деревянные, металлические, из композитных и геосинтетических материалов.

8.1.3 В общем случае аэродромная конструкция покрытия облегченного типа включает:

- покрытие - слой (слои), непосредственно воспринимающий нагрузки от колес ВС, негативные воздействия природных факторов, механические воздействия механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействия антигололедных химических реагентов;

- искусственное основание - слой (слои), обеспечивающий совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание.

8.1.4 При конструировании покрытий облегченного типа необходимо руководствоваться следующим:

- типы покрытий и их конструкция должны удовлетворять эксплуатационным требованиям, предъявляемым к покрытиям в зависимости от эксплуатируемых ВС и интенсивности их движения с учетом их перспективного изменения;

- конструкции покрытий могут быть повторного применения (унифицированными) или разрабатываться индивидуально для каждого аэродрома или ряда аэродромов, характеризующихся сходными природными условиями (грунт естественного основания, дорожно-климатическая зона, тип местности по гидрогеологическим условиям, обеспеченность местными материалами и др.) и расчетными нагрузками;

- в районах, не обеспеченных строительными материалами с высокими физико-механическими свойствами, применяют местные материалы, а также побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими;

- конструкции покрытий должны быть технологичными;

- необходимо учитывать условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология, наличие или возможность доставки строительной техники на объект строительства и др.).

8.1.5 Покрытия облегченного типа должны соответствовать требованиям:

- безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций ВС;

- прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов;

- охраны окружающей среды.

8.1.6 Тип покрытия следует принимать в зависимости от категории нормативной нагрузки (для самолетов) и категории по взлетной массе (для вертолетов) ВС, эксплуатируемых или планируемых к эксплуатации на аэродроме, в соответствии с таблицей 8.1.

Параметры категорий нормативной нагрузки и категорий по взлетной массе приведены в разделе 9.

Таблица 8.1 - Типы покрытий в зависимости от категории нормативной нагрузки и категории по взлетной массе

Материал покрытия

Категория нормативной нагрузки

Категория вертолетов по взлетной массе

Оптимальные грунтовые смеси

VI

Легкие, средние

Грунтощебеночные (грунтогравийные) материалы

VI

Легкие, средние

Щебеночные (гравийные) материалы, не обработанные вяжущим

V-VI

Все категории

Грунты, обработанные неорганическим и органическим вяжущими

V-VI

Все категории

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные неорганическим и органическим вяжущими

IV-VI

Все категории

Металлические плиты, плиты из композитных материалов:

- на спланированном грунтовом основании

VI

Легкие

- на искусственном основании

IV-VI

Все категории

Камни (плиты) мощения

IV-VI

Все категории

Деревянные элементы

V-VI

Легкие, средние

Примечание - Покрытия из камней (плит) мощения следует проектировать только для вертодромов, перронов, мест стоянок ВС, площадок специального назначения и площадок для хранения спецавтотранспорта.

8.1.7 Выбор типа покрытия и его конструкции обосновывают технико-экономическим анализом вариантов.

8.1.8 Толщины конструктивных слоев покрытия устанавливают расчетом.

Независимо от результатов расчета толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 8.2.

Таблица 8.2 - Минимальные толщины конструктивных слоев