8.1.1 Покрытия облегченного типа следует проектировать из местных материалов (грунтов, гравийных и щебеночных материалов, специально подобранных смесей), как необработанных, так и обработанных органическим или неорганическим вяжущим, из сборных металлических элементов, камней или плит мощения, плит из композитных материалов, деревянных элементов, а также с использованием геосинтетических материалов.
При конструировании покрытий облегченного типа следует предусматривать преимущественное использование местных грунтов и строительных материалов. Требования к выполнению изысканий грунтовых строительных материалов для целей проектирования приведены в [5].
8.1.2 Покрытия облегченного типа подразделяются:
- по признаку разборности: на сборно-разборные (покрытия из сборных металлических элементов, камней или плит мощения, плит из композитных материалов, деревянных элементов) и неразборные (покрытия из местных материалов (грунтов, гравийных и щебеночных материалов, специально подобранных смесей), как необработанных, так и обработанных органическим или неорганическим вяжущим, а также с использованием геосинтетических материалов);
- по материалу: на грунтовые из оптимальных смесей; грунтогравийные, грунтощебеночные, гравийные и щебеночные, обработанные органическим или неорганическим вяжущим, каменные, деревянные, металлические, из композитных и геосинтетических материалов.
8.1.3 В общем случае аэродромная конструкция покрытия облегченного типа включает:
- покрытие - слой (слои), непосредственно воспринимающий нагрузки от колес ВС, негативные воздействия природных факторов, механические воздействия механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействия антигололедных химических реагентов;
- искусственное основание - слой (слои), обеспечивающий совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание.
8.1.4 При конструировании покрытий облегченного типа необходимо руководствоваться следующим:
- типы покрытий и их конструкция должны удовлетворять эксплуатационным требованиям, предъявляемым к покрытиям в зависимости от эксплуатируемых ВС и интенсивности их движения с учетом их перспективного изменения;
- конструкции покрытий могут быть повторного применения (унифицированными) или разрабатываться индивидуально для каждого аэродрома или ряда аэродромов, характеризующихся сходными природными условиями (грунт естественного основания, дорожно-климатическая зона, тип местности по гидрогеологическим условиям, обеспеченность местными материалами и др.) и расчетными нагрузками;
- в районах, не обеспеченных строительными материалами с высокими физико-механическими свойствами, применяют местные материалы, а также побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими;
- конструкции покрытий должны быть технологичными;
- необходимо учитывать условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология, наличие или возможность доставки строительной техники на объект строительства и др.).
8.1.5 Покрытия облегченного типа должны соответствовать требованиям:
- безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций ВС;
- прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов;
- охраны окружающей среды.
8.1.6 Тип покрытия следует принимать в зависимости от категории нормативной нагрузки (для самолетов) и категории по взлетной массе (для вертолетов) ВС, эксплуатируемых или планируемых к эксплуатации на аэродроме, в соответствии с таблицей 8.1.
Параметры категорий нормативной нагрузки и категорий по взлетной массе приведены в разделе 9.
Таблица 8.1 - Типы покрытий в зависимости от категории нормативной нагрузки и категории по взлетной массе
Материал покрытия | Категория нормативной нагрузки | Категория вертолетов по взлетной массе |
Оптимальные грунтовые смеси | VI | Легкие, средние |
Грунтощебеночные (грунтогравийные) материалы | VI | Легкие, средние |
Щебеночные (гравийные) материалы, не обработанные вяжущим | V-VI | Все категории |
Грунты, обработанные неорганическим и органическим вяжущими | V-VI | Все категории |
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные неорганическим и органическим вяжущими | IV-VI | Все категории |
Металлические плиты, плиты из композитных материалов: | ||
- на спланированном грунтовом основании | VI | Легкие |
- на искусственном основании | IV-VI | Все категории |
Камни (плиты) мощения | IV-VI | Все категории |
Деревянные элементы | V-VI | Легкие, средние |
Примечание - Покрытия из камней (плит) мощения следует проектировать только для вертодромов, перронов, мест стоянок ВС, площадок специального назначения и площадок для хранения спецавтотранспорта. |
8.1.7 Выбор типа покрытия и его конструкции обосновывают технико-экономическим анализом вариантов.
8.1.8 Толщины конструктивных слоев покрытия устанавливают расчетом.
Независимо от результатов расчета толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 8.2.
Таблица 8.2 - Минимальные толщины конструктивных слоев