В соответствии со статьей 29.2 ГрК РФ НГП устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
В разделе НГП в части определения предмета нормирования рекомендуется указывать следующее:
1) уточнение понятия минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов;
2) предмет нормирования, как перечень областей нормирования, перечисленных в соответствующих статьях ГрК РФ, а также иных областей в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ;
3) предложения по перечню расчетных показателей для каждой области нормирования и соответствующему перечню объектов, которые обеспечивают достижение расчетных показателей.
1. Определение понятий минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов.
Обеспеченность населения объектами - количественная характеристика сети объектов социальной, транспортной коммунальной инфраструктур, объектов благоустройства. Обеспеченность населения объектами рекомендуется рассчитывать, как удельную мощность (вместимость, емкость, пропускная способность и т.д.) какого-либо вида инфраструктуры, приходящуюся на одного жителя или представителя определенной возрастной, социальной, профессиональной группы либо на определенное число (сто, тысячу и т.д.) жителей или представителей указанных групп.
Нормирование обеспеченности населения объектами рекомендуется применять в отношении объектов, формирующих сеть, распределенную по территории и непосредственно выполняющую предоставление определенных услуг населению.
Показатель обеспеченности населения объектами может определяться как отношение основной количественной характеристики емкости (мощности) объекта к количеству населения, а также в отдельных случаях, как отношение количества объектов определенного типа к совокупной характеристике населения. В качестве совокупной характеристики населения может выступать населенный пункт. При этом объект оказания услуг является либо стандартизованным объектом с заранее известной мощностью, либо имеющаяся мощность объекта по умолчанию обеспечивает уровень предоставления услуги не ниже уровня минимальной обеспеченности.
Понятие обеспеченности населения объектами неприменимо к техническим или пространственным характеристикам самих объектов, таким как нормы пожарной безопасности или иным нормам, связанным с обеспечением безопасности людей. Данные характеристики регулируются законодательством о техническом регулировании, в том числе сводами правил (далее - СП).
Территориальная доступность - пространственная характеристика сети объектов социальной, транспортной коммунальной инфраструктур. Территориальную доступность рекомендуется рассчитывать либо исходя из затрат на достижение выбранного объекта (как правило, затрат времени), либо исходя из расстояния до выбранного объекта, измеренного по прямой, по имеющимся путям передвижения, или иным образом.
При определении показателя территориальной доступности для каждого вида объектов рекомендуется однозначно указывать вид территориальной доступности. Рекомендуется выбирать один из следующих видов территориальной доступности в зависимости от способа передвижения по территории:
пешеходная доступность - движение по территории, осуществляемое в условия стандартной для данной местности погоды (в пределах климатической нормы) без использования транспортных средств лицом, способным к самостоятельному передвижению, возможность использования показателя пешеходной доступности вне общественных пространств населенных пунктов и (или) вне дорог общего пользования, рекомендуется обосновывать отдельно;
транспортная доступность - движение по территории с использованием транспортных средств, осуществляемое по улицам и дорогам общего пользования, иным транспортно-коммуникационным объектам.
Ввиду того, что транспортная доступность базируется на использовании различных видов транспорта, следует различать и отдельно указывать:
а) доступность объекта общественным транспортом, предназначенным для массовой перевозки пассажиров, движущимся по дорогам общего пользования со скоростью, предписанной маршрутным расписанием. Если предполагается использование внеуличного или внедорожного общественного транспорта, рекомендуется указывать отдельно тип общественного транспорта (например, водного, авиационного или железнодорожного транспорта). При указании данного вида доступности не рекомендуется учитывать затраты времени на подход к остановкам и ожидание, также не учитывается частота движения транспорта по маршруту;
б) доступность объекта индивидуальным легковым транспортом (личным, такси, иными видами) по дорогам общего пользования с максимально разрешенной ПДД скоростью;
в) доступность объекта специализированным транспортом, предназначенным для перевозки определенных категорий граждан (например, машинами скорой помощи или автобусами для регулярной перевозки школьников);
г) комбинированную доступность - такой вид движения по территории, который в основном осуществляется с использованием транспортных средств, но какая-то существенная часть пути осуществляется пешком. При указании данного вида доступности рекомендуется учитывать затраты времени на ожидание транспорта. Этот тип доступности рекомендуется указывать для объектов, у которых особенности расположения или условий использования не позволяют указать только один вид доступности - пешеходной или транспортной.
Территориальная доступность может быть выражена во временных единицах или расстоянии:
а) временная доступность (часы, минуты) - способность человека при движении с расчетной скоростью с использованием указанных средств передвижения достичь объект, в котором осуществляется обслуживание, за определенное время.
б) пространственная доступность (метры, километры) - расстояние, которое необходимо преодолеть с использованием указанных средств передвижения для достижения объекта, в котором осуществляется обслуживание.
С учетом особенностей измерения временной и пространственной доступности, рекомендуется точно указывать метод расчета указанных параметров в силу того, что доступность объектов по методу минимального расстояния по карте может сильно отличаться от реальной доступности объекта, вычисленной с учетом особенностей территории - рельефа, естественных преград, застройки и иных подобных особенностей территории.
Для всех нормируемых объектов рекомендуется указывать территориальный интервал (например, начальную и конечную точку), который используется для расчета территориальной доступности (от подъезда, от границ участка и т.д.). Для объектов, доступность которых устанавливается нормативными правовыми или декларативными документами соответствующих органов власти (например, территории обслуживания больниц, участков мировых судей), не рекомендуется дополнительно устанавливать расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности в составе НГП.
2. Определение перечня областей нормирования.
Предмет нормирования НГП в ГрК РФ определен в части содержания карт планируемого размещения объектов регионального или местного значения в составе ДТП и содержит перечень "областей", к которым относятся объекты регионального и местного значения, в отношении которых, в свою очередь, устанавливаются показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения и показатели максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения.
Перечень областей, определенный ГрК РФ (части 3 статьи 14, пункт 1 части 3 статьи 19, пункт 1 части 5 статьи 23), для которых могут быть установлены расчетные показатели объектов, является открытым и допускает расширение за счет "иных" областей, относящихся к сфере полномочий субъектов Российской Федерации и полномочий муниципальных образований различных типов.
В Рекомендациях предмет нормирования НГП сформирован в виде перечня областей нормирования путем сопоставления соответствующих положений ГрК РФ и положений федерального законодательства, определяющих полномочия субъектов Российской Федерации (статья 26.3 Закона N 184-ФЗ) и полномочия ОМСУ (статьи 14, 14.1, 15, 15.1; 16, 16.1, 17 Закона N 131-ФЗ).