Действующий

Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций МЧС России (с изменениями на 27 мая 2024 года)

VI. Особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в образовательных организациях МЧС России

     

73. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) является одним из основных видов деятельности образовательной организации МЧС России.

74. Общее руководство планированием и организацией научной деятельности образовательной организации МЧС России осуществляет заместитель начальника образовательной организации по научной или учебной работе (при отсутствии штатной должности заместителя по научной работе).

75. Научная деятельность в образовательной организации МЧС России организуется и осуществляется с учетом базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на основе перспективного и ежегодного планирования.

76. В образовательных организациях МЧС России установлены следующие виды планов научной работы: план научной работы кафедры, план научной работы учебно-научного комплекса, план научной работы научного подразделения (института, центра), план научной работы образовательной организации МЧС России. Планы научных работ разрабатываются на календарный год.

77. Основными задачами образовательных организаций МЧС России в научной деятельности являются:

1) выполнение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований в целях создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов;

2) обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших научно-технических достижений;

3) развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования разработок в производстве;

4) развитие инновационной деятельности с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

5) организация и проведение научно-информационной работы (научные конференции, совещания, семинары, научное консультирование), а также изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы;

6) подготовка и постоянное повышение квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с современными достижениями науки и техники;

7) расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и иными организациями зарубежных стран с целью совместной разработки научно-технической продукции;

8) создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития науки и выхода научных коллективов на рынок высокотехнологичной продукции;

9) развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования средств от приносящей доход деятельности.

78. Основными формами научной деятельности образовательных организаций МЧС России являются:

1) выполнение научно-исследовательских работ;

2) разработка монографий, учебников, учебных, учебно-методических пособий, лекций, наглядных пособий и других учебных материалов;

3) подготовка публикаций в научных периодических изданиях и научных сборниках;

4) научное редактирование и рецензирование научных и учебных изданий, научных статей;

5) организация и проведение научных и научно-практических конференций, "круглых столов", творческих конкурсов научно-технических разработок, выставок, в том числе международных, симпозиумов, совещаний, семинаров, коллоквиумов и других мероприятий конгрессно-выставочной деятельности;

6) выполнение диссертационных исследований адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых степеней;

7) участие в исследованиях на учениях, в том числе научно-исследовательских, тренировках и в процессе выполнения плановых мероприятий и специальной подготовки, а также в ходе практической ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций;

8) изобретательская, патентно-лицензионная и рационализаторская работа;

9) проверка выполнения проектной и рабочей документации в целях определения ее соответствия требованиям и правилам, установленным нормативными документами;

10) работы в области сертификации, информатизации, использования автоматизированных баз данных, банков технологий;

11) участие в работе координационных, диссертационных, ученых, научно-технических и методических советов научно-исследовательских и образовательных организаций МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.

79. Подготовка научных кадров в образовательных организациях МЧС России осуществляется в аспирантуре и адъюнктуре.

Подготовка научных кадров в докторантуре направлена на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 23 октября 2017 г. N 1027 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2017 г., регистрационный N 48962) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 209 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2018 г., регистрационный N 50580).