Действующий

Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций МЧС России (с изменениями на 27 мая 2024 года)

IV. Особенности реализации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам

     

52. Образовательные организации МЧС России осуществляют обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо в рамках государственного задания образовательной организации МЧС России, в том числе в случае подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в интересах обороны и безопасности государства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2024 года приказом МЧС России от 27 мая 2024 года N 438. - См. предыдущую редакцию)

53. Содержание программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными образовательной организацией МЧС России с учетом потребностей учредителя, а также с учетом примерных программ.

54. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

55. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

1) характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

2) характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

56. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

57. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

58. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется образовательной организацией МЧС России с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются образовательной организацией МЧС России самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

59. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

1) самостоятельная работа с учебными изданиями;

2) приобретение профессиональных и организаторских навыков;

3) изучение организации и технологии производства, работ;

4) непосредственное участие в планировании работы организации;

5) работа с технической, нормативной и другой документацией;

6) выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

7) участие в совещаниях, деловых встречах.

60. При реализации дополнительных профессиональных программ образовательной организацией МЧС России может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации МЧС России.

61. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией МЧС России как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

62. Образовательный процесс в образовательной организации МЧС России может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией МЧС России.

63. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, "круглые столы", мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.