Существенных преобразований требует кадровое и научное обеспечение лесного комплекса.
В настоящее время общая численность специалистов лесного хозяйства составляет около 60 тыс. человек, что в целом недостаточно для качественного выполнения требуемых работ и услуг. Несмотря на некоторое увеличение численности персонала лесничеств (лесопарков) в последние годы, в среднем на одно лесничество приходится не более 15 служащих, на одно участковое лесничество - не более 3 служащих. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесном хозяйстве, ниже среднемесячной заработной платы работников по всем отраслям экономики в субъектах Российской Федерации.
К основным социальным факторам, формирующим риски для развития лесного хозяйства, можно отнести низкий уровень оплаты труда, падение престижа профессии, низкую мотивацию для качественного выполнения работ, а также недостаточный профессиональный уровень управленческого персонала. Причины таких неблагоприятных изменений связаны в том числе с процессами урбанизации и недостаточным уровнем развития сельских территорий. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить включение в перечень специальностей, в отношении которых действуют меры государственной поддержки молодых специалистов в сельской местности, специалистов лесного хозяйства. Необходимо пересмотреть законодательные ограничения, препятствующие реализации преемственности лесных профессий в семьях работников лесного хозяйства.
В связи с этим являются актуальными вопросы повышения уровня знаний и квалификации работников отрасли, прежде всего в региональных органах управления и лесничествах, а также вопросы модернизации системы профессионального образования.
Важно обеспечить в условиях реформы образования в России преемственность опыта подготовки лесных кадров, сохранив квалификационные особенности в подготовке лесных специалистов и обеспечив их требуемую численность. Сегодня в системе лесного образования работает 46 вузов, 8 из них осуществляют полный спектр профильной подготовки лесных специалистов. Ежегодно подготавливается около 15 тыс. специалистов для лесного комплекса, в том числе по специальности "лесное дело" - около 2,5 тыс. человек, что в целом на сегодняшний день удовлетворяет потребности лесного хозяйства в кадрах с высшим образованием.
В условиях реформы образования в ряде субъектов Российской Федерации необходимо сохранить профессиональную ориентацию переданных в их подчинение лесных техникумов. Всего в России ведут подготовку специалистов для лесной отрасли 32 профессиональные образовательные организации (техникумы и колледжи), из которых 19 являются профильными с полным набором лесных специальностей. В то же время перечень наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования и поддерживаемых на государственном уровне, не содержит ни одной профессии, связанной с лесом.
Повысить престиж лесных профессий и привлечь молодых специалистов в лесную отрасль может развитие школьных лесничеств и поддержка их развития на федеральном уровне, а также разработка и реализация системы экологического просвещения, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к природным богатствам, разумному их использованию и умножению. Особо следует выделить ухудшение качества научного обеспечения лесной отрасли в связи с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов. Не преодолены факторы, обусловливающие старение научных кадров и препятствующие притоку молодых исследователей в научные учреждения лесного сектора.
Финансирование лесных научных исследований и разработок не превышает 1,2 процента общего финансирования лесного хозяйства. Субъекты Российской Федерации, которым передано большинство полномочий в области лесных отношений и лесной бизнес, практически не участвуют в научно-исследовательской деятельности.
В лесном комплексе в ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.
В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования процессов, происходящих в обществе и природе, процессов развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в лесном комплексе и его технологический прорыв должны обеспечить исследовательские консорциумы - инновационно-технические центры, представляющие собой объединения вузов, научных организаций, в партнерстве с российскими производственными организациями.
Деятельность исследовательских консорциумов позволит консолидировать ресурсы в сфере кадрового и научного обеспечения инновационного развития лесного сектора Российской Федерации и сформировать новые знания и компетенции в сфере лесоуправления и лесопользования.
На базе инновационно-технических центров возможно создание и испытание новых образцов техники, глобально конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке продуктов, изделий (машин, конструкций, агрегатов, приборов, установок и с высоким потенциалом) за счет применения инновационных подходов, материалов, методов и процессов, включая разработку технологий "умного" производства, обеспечивающих технологическое лидерство, экономическое развитие, социальный прогресс в лесном комплексе.
Важным направлением деятельности инновационно-технических центров станет создание прибыльных бизнес-моделей организации бизнеса, внедрение новых технологий, техники, демонстрация передовых технологий и инновационных решений в области лесного хозяйства, лесозаготовки и переработки древесины, обеспечивающих рост потенциала отраслей, создание высокотехнологичных продуктов с принципиально новыми потребительскими свойствами и конкурентоспособных технических решений.
Неотъемлемой частью исследовательских консорциумов должны стать существующие при вузах и научно-исследовательских институтах лесного профиля учебно-опытные хозяйства, испытательные полигоны и лесные научные объекты, расположенные на землях лесного фонда. Их привлечение и поддержание позволит проводить прикладные научные исследования и экспериментальные разработки по наиболее востребованным для практики направлениям (воспроизводство лесов, защита лесов, интенсивное лесоводство и другие), включая междисциплинарные исследования, а также перейти к новым образовательным технологиям, предполагающим обучение через опыт, обучение действием и др.
Для развития ключевых направлений научно-технической модернизации лесного комплекса целесообразно использовать инструментарий комплексных научно-технологических программ и проектов в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
Целесообразной представляется разработка долгосрочного научно-технологического прогноза развития лесного комплекса Российской Федерации до 2050 года.
Создание эффективной системы прикладных научных исследований требует объединения ресурсов национального проекта "Наука" и федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на основе комплексной программы фундаментальных и прикладных исследований по лесам.
Разработка комплексной программы научных исследований по лесам с участием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и Российской академии наук обеспечит достижение целей Стратегии. Основными направлениями комплексной программы научных исследований по лесам являются:
генетика, постгеномные и биотехнологии;
механизация, беспилотные летательные аппараты, цифровые "прорывные технологии" и робототехника;
дистанционные методы мониторинга;
адаптация к изменениям климата;
таксация и лесоустройство;
предупреждение и ликвидация последствий лесных пожаров и других чрезвычайных ситуациях в лесах;
лесовосстановление, предупреждение деградации и опустынивания;
биоэнергетика;
технологии заготовки и переработки древесины.