Действующий

Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года

1. Сырьевое обеспечение


Несмотря на невысокий абсолютный уровень освоения расчетной лесосеки в экспертном сообществе ведутся споры относительно потенциала увеличения заготовки с учетом экономической целесообразности (обеспечения конкурентоспособной себестоимости заготовленной древесины), обеспечения принципов устойчивости и неистощительности лесопользования.

По оценке экспертов, предельная расчетная лесосека, освоение которой не требует строительства новых железнодорожных магистралей, составляет порядка 340 млн. куб. метров. Такая оценка не учитывает фактическую транспортную связь территорий (например, наличие крупных рек или иных естественных препятствий), характер рельефа (в том числе крутые и очень крутые склоны, где заготовка затруднена или невозможна), обеспеченность лесными дорогами и их протяженность, качество лесных ресурсов, допустимый режим лесопользования (особо охраняемые природные территории, защитные леса и прочие) и иные факторы, ограничивающие возможности освоения лесов. Таким образом, указанная величина является предельной.

В целом существующего объема экономически доступной лесосеки достаточно для реализации максимально возможного рыночного потенциала российскими производителями (с учетом возможной переориентации на внутренний рынок экспортируемого в настоящий момент круглого леса).

Дополнительным существенным ограничением освоения лесов и развития лесопереработки является низкая степень изученности лесных ресурсов вследствие давности лесоустроительных материалов в части перспективных к освоению регионов. Использование неактуальной документации может давать некорректную, в том числе завышенную на 30-50 процентов, оценку доступности лесных ресурсов. В то же время с учетом сложившегося состояния изученности лесов планирование и реализация конкретных инвестиционных проектов должны быть основаны на актуальных сведениях о фактической обеспеченности конкретного проекта лесными ресурсами.

В этих целях необходимо в достаточном объеме планировать и проводить работы по лесоустройству территорий, поскольку результаты их проведения обеспечивают актуальность и достоверность сведений об обеспеченности лесными ресурсами.

Доступ к информации о лесных ресурсах осуществляется через внедрение и поддержание в актуальном состоянии единой информационной системы, которая реализует хранение данных и аналитические инструменты. В обязательном порядке должны быть разработаны и внедрены механизмы наполнения и актуализации данных, а также установлен контроль за этими процессами.

С учетом указанных особенностей наибольшие перспективы для формирования лесопромышленных кластеров с точки зрения обеспеченности лесными ресурсами имеют Красноярский край (с учетом Томской области и ресурсов на р.Ангаре), Хабаровский край и Пермский край, а также Вологодская, Томская, Свердловская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра с учетом ресурсов на р.Оби.

Возможное увеличение заготовки леса после 2030 года потребует инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры для расширения возможностей по лесозаготовке, создания новых точек роста.

Особое значение для повышения доступности лесов для их применения в промышленности имеет лесная инфраструктура и прежде всего плотность лесных дорог. Лесное законодательство должным образом не регулирует их строительство и содержание, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся строительством и эксплуатацией лесных дорог. Лесные дороги не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования.