Объем производства мебели в 2019 году вырос на 3,3 процента относительно предыдущего года и составил 226 млрд. рублей в ценах отгрузки поставщиков, в то время как объем продаж на рынке остался на прежнем уровне и составил около 322 млрд. рублей (в ценах реализации). Объем производства мебели из дерева оценивается в 93,7 млрд. рублей.
В 2019 году импорт мебели незначительно увеличился и составил 126,4 млрд. рублей, при этом импорт мебели из дерева составил 80 млрд. рублей.
В денежном выражении около 48 процентов реализуемой в России мебели импортируется. Выделяют 3 сегмента импортируемой мебели:
дорогая высококачественная мебель, импортируемая преимущественно из Италии и Германии;
мебель среднего ценового сегмента, поставляемая из Китая, Польши и других стран Восточной Европы;
мебель эконом-класса, поставляемая из стран Содружества Независимых Государств (преимущественно из Белоруссии), для которой характерны низкие цены ввиду более дешевого труда, государственной поддержки, расположения производств в свободных экономических зонах (возможность закупать комплектующие без уплаты пошлин).
Импорт мебели из Италии, Германии и других стран Западной Европы является относительно стабильным в номинальном выражении, в то время как в среднем ценовом сегменте и эконом-сегменте импортная мебель из Китая, стран Восточной Европы и Содружества Независимых Государств замещается на мебель российского производства. При этом доля импортной мебели сильно различается в зависимости от сегмента рынка. Так, в корпусной мебели (шкафы, кухни и др.) импорт занимает небольшую долю и представлен главным образом товарами белорусского производства. В то же время в сегменте диванов или мебели с низкой долей дерева и древесных материалов производители России не имеют преимущества за счет более дешевого сырья, поэтому импорт представлен значительно шире, чем в сегменте корпусной мебели.
Общий объем экспорта мебели в 2019 году составил 29,8 млрд. рублей, что на 17 процентов выше показателя 2018 года. Экспорт мебели из дерева оценивается в 23,6 млрд. рублей.
Около 60 процентов экспорта мебели из России направляется в страны Содружества Независимых Государств, в первую очередь в Казахстан (30,6 процента) и Белоруссию (14,5 процента). Качество экспортной продукции соответствует ожиданиям покупателей, но масштабный выход на внешние рынки пока затруднен ввиду отсутствия компетенций по работе на экспортных рынках, доступа к соответствующей инфраструктуре (склады, шоу-румы), высоких логистических издержек, а также недостатка средств для организации экспорта.
Потребление импортной мебели в значительной степени зависит от валютного курса. За счет благоприятной рыночной конъюнктуры и хорошего качества российские производители наиболее конкурентоспособны в среднем ценовом сегменте и продукция российского производства может продолжать вытеснять продукцию Китая, Польши и частично Белоруссии.
Изменения в экономике открывают возможности для экспортеров мебели, с 2014 году производство в России стало конкурентоспособно по цене, было достигнуто преимущество до 15-20 процентов по сравнению с европейскими производителями (с учетом транспортных затрат). Например, шведская компания ИКЕА расширяет экспорт мебели, произведенной на российских предприятиях, в свои магазины в Европе. Кроме того, ожидается постепенное увеличение поставок товаров крупных российских производителей на внешние рынки. Наиболее вероятными направлениями экспорта являются Белоруссия, Казахстан, а также страны Западной Европы, страны Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия и др.) и крупнейшие страны Азии (Индия, Китай и Республика Корея).
Значимыми факторами, способными повлиять на мебельный сегмент, являются увеличение доли индивидуализированных производств, выпускающих мебель под требования конкретных потребителей, а также увеличение роботизации, повышающей производительность труда и снижающей издержки.
К 2030 году продажи мебели в России могут достигнуть 430 млрд. рублей в ценах 2019 года. Объем импорта составит 158 млрд. рублей, а объем экспорта - 75 млрд. рублей.
Производство мебели в России может достичь 351 млрд. рублей к 2030 году. Существующих мощностей недостаточно для обеспечения роста объемов производства, поэтому необходимо расширение мощностей по большинству ассортиментных групп примерно на 10-20 процентов. Кроме того, направление на индивидуализацию товаров и роботизацию производств в целях повышения конкурентоспособности российской мебели в более высоких ценовых сегментах может значительно увеличить инвестиции в отрасль.
Реализация Стратегии позволит увеличить объем налогов, получаемых от мебельной отрасли, с 6,2 до 11,9 млрд. рублей. При этом численность занятых в отрасли будет значительно зависеть от уровня автоматизации и роботизации, а производительность труда может вырасти в 2 раза.