Действующий

О Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период 2025 года

IV. Ключевые проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


Обороту промышленной продукции на рынке присущи следующие системные проблемы:

производство промышленной продукции без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, что, в свою очередь, приводит к масштабному распространению фальсифицированной продукции, характеризующейся низким качеством и не способной выполнять свои функции в соответствии с предназначением, а также способной нанести прямой урон здоровью и безопасности граждан;

незаконная модификация изделий добросовестных производителей с целью придания им свойств и функций для совершения противоправных действий экономического характера, в том числе путем вытеснения легальной продукции за счет недобросовестной конкуренции;

изготовление и использование поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза;

наличие пробелов в правовом регулировании незаконного оборота промышленной продукции, отсутствие исчерпывающей квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети "Интернет";

сохранение значительных объемов нелегальных поставок подакцизной промышленной продукции через внутренние границы Евразийского экономического союза вследствие существенной разницы уровня акцизных ставок в государствах - членах Евразийского экономического союза.

В связи с динамичным развитием экономики страны структура импорта товаров на территорию Российской Федерации характеризуется значительной долей высокотехнологичной промышленной продукции. При этом большая часть импорта такой продукции осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной и (или) фальсифицированной продукции. Отмечается, что поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты.

При этом, несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза не создано, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.

Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактную и фальсифицированную продукцию становится все сложнее отличить от оригинала, такая продукция имеет все необходимые сопроводительные документы (в том числе сфальсифицированные сертификаты качества).

Сформировавшийся глобальный рынок недобросовестных производителей и поставщиков требует наличия таких развитых обслуживающих их рынков, как логистический, документальный и торгово-сетевой.

В этой связи значительный импульс развития получил сегмент рынка по изготовлению поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия и протоколов испытаний промышленной продукции, а также по обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также сопутствующих услуг.

Кроме того, незаконный оборот промышленной продукции включает не только ввоз промышленной продукции, но и ее дальнейшую реализацию на территории Российской Федерации, осуществляемую с нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе налогового законодательства Российской Федерации.