Действующий

О Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Планирование развития образовательных услуг


Образовательные продукты, создаваемые транспортными образовательными организациями, должны охватывать всю линейку непрерывного профессионального образования, включая профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научных кадров высшей квалификации) и форм (очное, заочное, очно-заочное), дополнительное профессиональное образование. При этом необходимо провести системное обновление моделей и методик организации образовательного процесса в целях формирования нового качества подготовки персонала транспортной отрасли, обеспечивающего его соответствие новому технологическому укладу, за счет внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, интерактивных и цифровых технологий, развития сетевого взаимодействия, тесного сотрудничества между транспортными и иными организациями образования, интернационализации образовательной деятельности, формирования современной среды сопровождения обучения и карьеры.

Развитие образовательных программ транспортного профиля связано прежде всего с повышением практичности обучения и сближением образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. В транспортных образовательных организациях будут созданы условия, позволяющие обучающемуся в команде с другими студентами выполнять задачи от постановки проблемы до использования конкретного результата в условиях, максимально приближенных к реальным. Такая работа будет организована с максимальным привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний.

Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по следующим структурным элементам транспортной системы:

автомобильный транспорт;

воздушный транспорт;

железнодорожный транспорт;

морской и внутренний водный транспорт;

городской транспорт;

транспортное строительство.

Важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций займут следующие вопросы:

комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктур;

прогнозирование достигаемых в транспортной деятельности эффектов;

стратегический менеджмент и управление изменениями;

экономика, финансы и финансовый анализ;

сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;

место транспорта в цифровой экономике - применение технологий искусственного интеллекта, распределенных вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления;

высокоскоростной наземный транспорт;

транспортная безопасность;

экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду;

транспортное право;

мониторинг и решение вопросов транспортной доступности;

интермодальные перевозки и приграничное сообщение;

проектирование и строительство транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы Российской Федерации и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны);

управление человеческими ресурсами на транспорте;

региональные и городские транспортные системы, транспортное обеспечение мегаполисов.

При этом транспортные образовательные организации сформируют портфель образовательных программ нового уровня, ориентируясь на динамично меняющиеся запросы отрасли и форсайт-прогнозы. Будут запущены гибкие проектно-ориентированные образовательные программы, позволяющие освоить набор необходимых для работы в транспортном комплексе в условиях технологической трансформации профессиональных и метапредметных компетенций.

Содержательное наполнение образовательных программ будет опираться на результаты проводимых образовательными организациями прикладных и фундаментальных научных исследований. Будет развиваться деятельность в сфере поддержки инновационного предпринимательства студентов, педагогических работников, сотрудников, в том числе реализация соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Новые образовательные программы будут проектироваться "от образовательного результата" совместно с компаниями - лидерами изменений отрасли, в том числе с использованием в качестве лучших практик опыта проведения совместных мероприятий обучающихся и работников отрасли. Образовательная траектория обучающегося будет формироваться с учетом его индивидуальных особенностей на базе цифровых платформенных решений, позволяющих гибко планировать образовательный маршрут с использованием технологий "цифрового следа".