Действующий

О Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

1. Текущее состояние и потенциал развития транспортного образования в Российской Федерации


Процесс подготовки кадров для транспортной отрасли (далее - транспортное образование) является основой кадрового и инновационного развития транспортной системы Российской Федерации - одной из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта. Особенностями транспортного образования являются экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в систему международных стандартов, прямая связь с работодателями, а также системообразующий характер вовлеченных в подготовку кадров для транспорта образовательных организаций за счет их ключевой роли в обеспечении бесперебойной работы и безопасности транспортной инфраструктуры государства. Уникальной особенностью транспортного образования является неразрывная связь качества подготовки специалистов для транспортной отрасли России с выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам, международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций. Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство деятельностью Представительства Российской Федерации при Международной морской организации (согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками) и Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (согласно приложению 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (г.Чикаго, 1944 год) "Выдача свидетельств авиационному персоналу").

Ключевыми элементами сферы транспортного образования являются подготовка авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, подготовка работников железнодорожного транспорта, в том числе непосредственно связанных с движением поездов, маневровой работой и обеспечением транспортной безопасности, проектированием и обслуживанием транспортной инфраструктуры, а также проектированием, строительством, содержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автомобильных дорог, увеличением их пропускной способности, обеспечением безопасного движения по ним, повышением качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, развитием объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Подготовка специалистов для транспортного комплекса ведется в рамках 17 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования.

Система транспортного образования, подведомственная Минтрансу России и находящимся в его ведении федеральным агентствам, включает 17 образовательных организаций высшего образования, в том числе 3 - гражданской авиации, 5 - водного транспорта, 8 - железнодорожного транспорта, а также общетранспортный университет - Российский университет транспорта (далее - транспортные образовательные организации). Кроме этого, система транспортного образования включает 91 филиал образовательных организаций высшего образования, реализующих в том числе программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270000 человек. Также подготовку специалистов для транспортной отрасли осуществляет ряд образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования иной ведомственной принадлежности, частных образовательных организаций и учебных центров.