Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утратило силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 15.11.2021 N Р-307)

Таблица. Направления деятельности сотрудников центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Направление деятельности

Количество штатных единиц

Руководство Центром

1

Системное администрирование информационных систем

1

Разработка и курирование индивидуальных маршрутов

(по потребности региона)

Тьюторское сопровождение индивидуальных маршрутов

(по потребности региона)


Сотрудники Центра постоянно повышают свою квалификацию и проходят обучение на базе и по программам ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России". Тьюторы являются сертифицированными специалистами по программам из федерального реестра, владеют информацией о программах, их содержании, развиваемых компетенциях и способны консультировать учителей по вопросам прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.

Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров осуществляется как штатными, так и привлеченными работниками из числа высококвалифицированных специалистов из сферы общего, среднего профессионального и высшего образования на основании заключенных договоров между Центром и физическими лицами или образовательными организациями.

Кураторы индивидуальных маршрутов, задействованные в реализации основных направлений деятельности Центра, обладают необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области педагогики и психологии, в том числе знаниями принципов, форм и методов обучения взрослых людей (андрагогики); хорошо владеющие общими методическими принципами преподавания учебных предметов, ориентирующиеся в разнообразии доступных форматов повышения квалификации, обладающие навыками использования электронных и сетевых образовательных ресурсов, высокотехнологичных средств обучения взрослых.

Куратор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут педагогического работника или группы на основе данных независимой диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников, осуществляемой в том числе в онлайн-формате. Особая роль в деятельности куратора индивидуальных маршрутов отводится учету прохождения слушателями контрольных точек в освоении программ из федерального реестра (зачисление на курс, прохождение входного/итогового тестирования, промежуточной диагностики, практических заданий и т.д.), своевременному информированию слушателей своего региона о важных датах в расписании занятий, взаимодействие с оператором курсов, профилактика учебной неуспешности по причине несоблюдения сроков прохождения программы ДПП.

В качестве нештатных кураторов Центра могут привлекаться высококвалифицированные учителя (например, руководители школьных предметных методических объединений, члены региональных/городских/районных методических объединений, авторы востребованных методических разработок, доказавших свою результативность), а также представители преподавательского состава организаций высшего и среднего профессионального образования. Ценность методической поддержки в этом случае будет повышаться как за счет непосредственной связи с педагогической практикой, так и за счет более высокого уровня научной обоснованности.

Тьютор обеспечивает сопровождение педагогического работника при прохождении индивидуального маршрута, освоении программ ДПП, переносе приобретенных компетенций в практическую деятельность. Последнее - особая зона ответственности тьютора, так как связана с сопровождением педагогического работника в его непосредственной профессиональной деятельности, например, через совместное планирование, посещение (взаимопосещение) уроков, разработку дидактических материалов, в том числе цифровых. Тьюторство в данном случае - это форма сопровождения профессионального развития педагогического работника, обеспечивающая личностный подход к его организации и сочетающая консультационную деятельность и наставничество.

Представляется целесообразным использование на должности тьюторов сотрудников Центров, которые будут нарабатывать опыт решения новой для системы ДПП задачи: персонального содержательного сопровождения повышения профессионального мастерства педагогических работников с учетом выявленных дефицитов компетенций.

Сопровождение всего индивидуального маршрута входит в функциональные обязанности тьютора, который должен владеть содержанием программ федерального реестра, находящимся в зоне его профессиональной компетентности, в регионе проживания, в образовательных организациях других субъектов РФ, а также в открытом образовательном пространстве; знать о "точках роста" в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, ресурсах неформального и информального образования (педагогические сообщества, клубы, педагогические конференции, ярмарки инноваций и др.), которые могут быть предложены в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Тьюторы выполняют проверку практических работ распределенных ими слушателей по критериям, разработанным авторами программ ДПП. Тьюторы проходят обязательное обучение по программам ДПП, освоение которых сопровождают, в формате и сроки, определенные Федеральным оператором. При этом тьютор закрепляется на время реализации программы ДПП за программой, а не за регионом. Один тьютор может сопровождать освоение программы ДПП слушателями нескольких регионов одновременно, но рекомендованное соотношение - 1 тьютор на 100 слушателей.

Тьюторы - это опытные учителя-предметники, демонстрирующие стабильно высокие результаты обучения, владеющие технологиями обучения взрослых, способные содержательно сопровождать освоение своими коллегами программ ДПП. Также тьютором может стать слушатель, проявивший особые результаты при освоении программ ДПП из федерального реестра, по рекомендации Федерального оператора.

Тьютор должен работать в тесной взаимосвязи с кураторами индивидуальных маршрутов по соответствующим направлениям педагогической деятельности, поскольку содержательная часть образовательного маршрута в каждом случае уникальна и именно кураторы могут квалифицированно предложить ее оптимальное наполнение.