Действующий

Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (с изменениями на 27 октября 2023 года)

VI. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов


Цель - консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи:

создание условий для оказания доступной и качественной ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии и риск их появления;

профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе выработка и внедрение действенных механизмов, предотвращающих риски детской инвалидности;

развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;

обеспечение применения современных технологий, продукции реабилитационной направленности для реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

развитие производства современной продукции реабилитационной направленности;

модернизация системы образования в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

изучение современной семьи и современного ребенка для обеспечения поддержки семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

развитие инклюзивной среды в образовании, становление инклюзивной культуры образовательного процесса;

развитие сети отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Наименование

Ответственные

Сроки

Ожидаемый результат

мероприятия

исполнители и соисполнители

реализации

2021-2024 годы

2025-2027 годы

93.

Разработка и реализация мероприятий по предотвращению детской инвалидности в Российской Федерации

Минздрав России,
Минтруд России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минспорт России,
Российская академия наук,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации,
с участием некоммерческих организаций

2021-2027 годы

к 2024 году утверждены и внедрены не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации региональные межведомственные планы мероприятий по профилактике детской инвалидности;

созданы консультационные пункты для семей, получающих услугу ранней помощи по вопросам профилактики детской инвалидности, и организована работа таких консультационных пунктов

обеспечено повышение качества жизни и социальной адаптации детей-инвалидов и их семей;

не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации создана устойчивая межведомственная система предотвращения детской инвалидности, включая меры правового регулирования и управления, необходимую инфраструктуру и ресурсы, механизмы оценки эффективности и контроля;

численность детей-инвалидов имеет тенденцию к снижению

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

94.

Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения и оказание им психолого-
педагогической помощи

Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования

2021-2027 годы

проведены научные исследования по следующим вопросам: о современной популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вариантах их развития, особых образовательных потребностях, психолого-педагогической абилитации (реабилитации);

о современной семье ребенка с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения;

о новых технологиях обучения, воспитания и

обеспечены раннее выявление, ранняя коррекционная помощь детям, семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития;

семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также с детьми с риском развития нарушений вовлечена в реабилитационно-образовательный процесс как полноправный участник;

социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

о влиянии компьютерных и дистанционных технологий на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;

подготовлены рекомендации по перспективам и направлениям развития психолого-педагогической помощи семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития и с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения;

разработана система оценки инклюзивной образовательной среды в организациях общего и профессионального образования

разработаны программно-методическое, учебно-дидактическое и информационно-компьютерное обеспечение общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, а также системы подготовки квалифицированных кадров для указанных обучающихся

95.

Организация развития системы ранней помощи в регионах

Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2021-2025 годы

не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации имеются программные документы по организации и развитию ранней помощи

во всех субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по развитию ранней помощи

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

96.

Разработка и реализация региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе детей-инвалидов, на основе межведомственного взаимодействия

Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
Минкультуры России,
Минспорт России,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2021-2025 годы

не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе психолого-педагогической

во всех субъектах Российской Федерации организовано формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, обеспечивающей своевременность и качество оказания услуг реабилитации и абилитации

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

96_1.

Реализация мероприятий по развитию адаптивной физической культуры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Минспорт России, Минтруд России, Минпросве-
щения России, Минобрнауки России

2022-
2024 годы

разработан стандарт оказания услуг по физкультурно-
оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; разработаны методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения; проведены физкультурные мероприятия среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

(Позиция дополнительно включена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 1304-р)

97.

Выявление и тиражирование эффективных социальных практик дистанционного оказания социальных услуг, реабилитационных и абилитационных услуг детям-инвалидам, в том числе проживающим в труднодоступных районах страны

Минтруд России,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2022-2024 годы

увеличено количество организаций, предоставляющих социальные реабилитационные и абилитационные услуги детям в дистанционной форме;

обеспечены непрерывность и доступность реализации реабилитационных программ

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

98.

Внедрение технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации

Минтруд России,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации,
с участием некоммерческих организаций

2021-2023 годы

внедрены технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, направленные на повышение качества повседневной жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

99.

Содействие родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке детей к самостоятельной жизни

Минтруд России,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2022-2024 годы

не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации обеспечено повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

100.

Тиражирование эффективных региональных практик устойчивого взаимодействия между органами власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Минтруд России,
Минпросвещения России,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2022-2024 годы

во всех субъектах Российской Федерации широко применяются активные формы поддержки родительских сообществ и другие механизмы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

101.

Разработка и реализация комплекса мер по поддержке производства оборудования, материалов и товаров, предназначенных для реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Минпромторг России,
Минтруд России,
с участием некоммерческих организаций

2024 год

расширен ассортимент реабилитационной продукции не менее чем на 10 процентов;

повышен уровень обеспеченности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации;

увеличен охват информирования целевой аудитории потребителей отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей и детей-инвалидов на внутренних и внешних рынках;

создан реестр отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей и детей-инвалидов в целях стимулирования производства и продвижения указанной продукции;

обеспечено применение современных технологий, а также продвижение отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей-инвалидов в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

102.

Совершенствование нормативного и методического обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе инклюзивного образования

Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
Роспотребнадзор,
Рособрнадзор,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2021-2024 годы

обеспечено совершенствование федеральной и региональной нормативно-
методической базы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере образования;

подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части организации образования и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как в отдельных образовательных организациях, так и в формате инклюзии (по мере необходимости) с учетом в том числе анализа правоприменительной практики

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

103.

Совершенствование методического обеспечения образования, в том числе инклюзивного, и психолого-
педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Минпросвещения России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования

2021-2027 годы

разработаны для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: рукописи учебно-методических комплектов и методических пособий для учителя к ним;

рабочие тетради;

специальные цифровые образовательные ресурсы, в том числе электронные версии учебников (учебных пособий);

интерактивные цифровые образовательные ресурсы с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья разных возрастных и нозологических групп;

конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ;

внедрены федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях получения общего образования;

апробированы и внедрены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы

обеспечена дифференциация содержания программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с учетом их персонифицированных образовательных потребностей;

100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью обеспечены учебной литературой

104.

Совершенствование деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе обновление их инфраструктуры

Минпросвещения России,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2021-2027 годы

создана доступная инфраструктура и обеспечены специальные условия для получения ранней помощи, общего, дополнительного и профессионального образования, профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

созданы современные условия для обучения и воспитания;

обновлено содержание образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций;

создана сеть ресурсных центров на базе отдельных образовательных организаций, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям)

созданы условия для 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью для получения качественного доступного общего образования, в том числе в формате инклюзии

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

105.

Повышение эффективности деятельности базовых профессиональ-
ных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессиональ-
ного образования инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья, и ресурсных учебно-
методических центров, осуществляющих экспертно-
консультационное сопровождение инклюзивного образования

Минпросве-
щения России, Минтруд России,
органы исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации

2021-2027 годы

доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в 2021 году составляет 45 процентов, ежегодно увеличивается не менее чем на 1 процент; разработаны и реализованы в 2022 году не менее 30 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ежегодно увеличивается не менее чем на 10 программ)

доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья, по результатам проведенного мониторинга составляет не менее 75 процентов; обеспечена разработка и реализация не менее 70 адаптированных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 1304-р. - См. предыдущую редакцию)

106.

Функционирование и развитие на базе образовательных организаций высшего образования ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья

Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минкультуры России,
Минспорт России,
Минсельхоз России,
Минтранс России

2021-2027 годы

проведен мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;

разработаны меры по дальнейшему развитию проекта ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования

увеличена доля организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общем числе организаций

107.

Реализация региональных комплексов мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
исполнительные органы субъектов
Российской Федерации

2021-2027 годы

организовано проведение ежегодных обучающих мероприятий (на федеральном и региональном уровнях) для руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов органов государственной власти, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, конкурсы профессионального мастерства)

обеспечены психолого-педагогическим сопровождением 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию)

108.

Модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования,
с участием некоммерческих организаций

2021-2027 годы

обеспечены совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, на всей территории Российской Федерации на основе разработанного профессионального стандарта "Учитель-дефектолог";

увеличено число учителей-дефектологов и учителей-логопедов и руководящих и педагогических работников, работающих с указанными обучающимися

организована сетевая реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование"