Цель - консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи:
создание условий для оказания доступной и качественной ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии и риск их появления;
профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе выработка и внедрение действенных механизмов, предотвращающих риски детской инвалидности;
развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;
обеспечение применения современных технологий, продукции реабилитационной направленности для реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
развитие производства современной продукции реабилитационной направленности;
модернизация системы образования в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
изучение современной семьи и современного ребенка для обеспечения поддержки семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
развитие инклюзивной среды в образовании, становление инклюзивной культуры образовательного процесса;
развитие сети отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Наименование | Ответственные | Сроки | Ожидаемый результат | ||
мероприятия | исполнители и соисполнители | реализации | 2021-2024 годы | 2025-2027 годы | |
93. | Разработка и реализация мероприятий по предотвращению детской инвалидности в Российской Федерации | Минздрав России, | 2021-2027 годы | к 2024 году утверждены и внедрены не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации региональные межведомственные планы мероприятий по профилактике детской инвалидности; | обеспечено повышение качества жизни и социальной адаптации детей-инвалидов и их семей; |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
94. | Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения и оказание им психолого- | Минпросвещения России, | 2021-2027 годы | проведены научные исследования по следующим вопросам: о современной популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вариантах их развития, особых образовательных потребностях, психолого-педагогической абилитации (реабилитации); | обеспечены раннее выявление, ранняя коррекционная помощь детям, семьям с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития; |
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; | разработаны программно-методическое, учебно-дидактическое и информационно-компьютерное обеспечение общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, а также системы подготовки квалифицированных кадров для указанных обучающихся | ||||
95. | Организация развития системы ранней помощи в регионах | Минтруд России, | 2021-2025 годы | не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации имеются программные документы по организации и развитию ранней помощи | во всех субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по развитию ранней помощи |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
96. | Разработка и реализация региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе детей-инвалидов, на основе межведомственного взаимодействия | Минтруд России, | 2021-2025 годы | не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе психолого-педагогической | во всех субъектах Российской Федерации организовано формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, обеспечивающей своевременность и качество оказания услуг реабилитации и абилитации |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
96_1. | Реализация мероприятий по развитию адаптивной физической культуры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Минспорт России, Минтруд России, Минпросве- | 2022- | разработан стандарт оказания услуг по физкультурно- | |
(Позиция дополнительно включена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 1304-р) | |||||
97. | Выявление и тиражирование эффективных социальных практик дистанционного оказания социальных услуг, реабилитационных и абилитационных услуг детям-инвалидам, в том числе проживающим в труднодоступных районах страны | Минтруд России, | 2022-2024 годы | увеличено количество организаций, предоставляющих социальные реабилитационные и абилитационные услуги детям в дистанционной форме; | |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
98. | Внедрение технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации | Минтруд России, | 2021-2023 годы | внедрены технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, направленные на повышение качества повседневной жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
99. | Содействие родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке детей к самостоятельной жизни | Минтруд России, | 2022-2024 годы | не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации обеспечено повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни | |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
100. | Тиражирование эффективных региональных практик устойчивого взаимодействия между органами власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | Минтруд России, | 2022-2024 годы | во всех субъектах Российской Федерации широко применяются активные формы поддержки родительских сообществ и другие механизмы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов | |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
101. | Разработка и реализация комплекса мер по поддержке производства оборудования, материалов и товаров, предназначенных для реабилитации и абилитации детей-инвалидов | Минпромторг России, | 2024 год | расширен ассортимент реабилитационной продукции не менее чем на 10 процентов; | |
создан реестр отечественных спортивных товаров и продукции реабилитационной направленности для детей и детей-инвалидов в целях стимулирования производства и продвижения указанной продукции; |
102. | Совершенствование нормативного и методического обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе инклюзивного образования | Минпросвещения России, | 2021-2024 годы | обеспечено совершенствование федеральной и региональной нормативно- | |
подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части организации образования и психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как в отдельных образовательных организациях, так и в формате инклюзии (по мере необходимости) с учетом в том числе анализа правоприменительной практики | |||||
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
103. | Совершенствование методического обеспечения образования, в том числе инклюзивного, и психолого- | Минпросвещения России, | 2021-2027 годы | разработаны для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: рукописи учебно-методических комплектов и методических пособий для учителя к ним; | обеспечена дифференциация содержания программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с учетом их персонифицированных образовательных потребностей; |
104. | Совершенствование деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе обновление их инфраструктуры | Минпросвещения России, | 2021-2027 годы | создана доступная инфраструктура и обеспечены специальные условия для получения ранней помощи, общего, дополнительного и профессионального образования, профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; | созданы условия для 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью для получения качественного доступного общего образования, в том числе в формате инклюзии |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
105. | Повышение эффективности деятельности базовых профессиональ- | Минпросве- | 2021-2027 годы | доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в 2021 году составляет 45 процентов, ежегодно увеличивается не менее чем на 1 процент; разработаны и реализованы в 2022 году не менее 30 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов | доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 1304-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
106. | Функционирование и развитие на базе образовательных организаций высшего образования ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья | Минобрнауки России, | 2021-2027 годы | проведен мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; | увеличена доля организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общем числе организаций |
107. | Реализация региональных комплексов мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Минпросвещения России, | 2021-2027 годы | организовано проведение ежегодных обучающих мероприятий (на федеральном и региональном уровнях) для руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов органов государственной власти, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого- | обеспечены психолого-педагогическим сопровождением 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р. - См. предыдущую редакцию) | |||||
108. | Модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | Минпросвещения России, | 2021-2027 годы | обеспечены совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, на всей территории Российской Федерации на основе разработанного профессионального стандарта "Учитель-дефектолог"; | организована сетевая реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" |