3.1. Служебное расследование нарушения безопасности производится в соответствии с внутригосударственным законодательством, нормативными актами и процедурами, действующими на территории железнодорожной администрации- пользовательницы, и настоящей Инструкцией.
3.2. Служебное расследование нарушения безопасности проводит комиссия, которую назначает и созывает железнодорожная администрация-пользовательница. Членами комиссии являются представители железнодорожной администрации-пользовательницы, и представители железнодорожных администраций-собственницы подвижного состава. Председателем комиссии является представитель железнодорожной администрации, созывающей эту комиссию.
Железнодорожная администрация-собственница имеет право направлять (включать в состав комиссии) для участия в работе комиссий причастных работников структур своей администрации. Количество членов комиссии не ограничивается.
Представителям железнодорожных администраций-собственниц подвижного состава, участвующим в расследовании нарушения безопасности, должны быть созданы нормальные условия пребывания и работы.
В работе комиссии с правом совещательного голоса могут принимать участие приглашенные для участия в расследовании полномочные представители ремонтного предприятия или завода-изготовителя железнодорожного подвижного состава или других технических средств, а также перевозчика, владельца инфраструктуры, оператора железнодорожного подвижного состава и иных субъектов перевозочного процесса.
3.3. Служебное расследование нарушений безопасности проводится в сроки, предусмотренные нормативными актами и процедурами, действующими на территории железнодорожной администрации-пользовательницы, где произошло нарушение.
Если представители железнодорожных администраций-собственниц, причастных к происшедшему нарушению безопасности, не прибудут в срок, указанный в сообщении, и не уведомят в суточный срок после получения извещения о возможной задержке, то материалы расследования оформляются без их участия и без учета их мнения. Результаты и выводы расследования в этом случае являются обязательными для железнодорожных администраций-собственниц, не принимавших участия в расследовании, и высылаются в их адрес.
Для ускорения прибытия представителей железнодорожных администраций другого государства на место происшествия сторонами могут назначаться специальные поезда. При этом принимающая сторона должна обеспечивать беспрепятственное продвижение таких поездов, оказывать помощь в решении визовых и таможенных вопросов.
3.4. При служебном расследовании должны быть установлены все обстоятельства, при которых произошло нарушение безопасности, его причины, последствия, причастные предприятия и их структурные подразделения. Эти выводы излагаются в техническом заключении, которое подписывается всеми членами комиссии, представляющими заинтересованные стороны. При наличии разногласий к заключению прилагается обоснованное особое мнение представителя участвующего в расследовании.
3.5. На месте нарушения безопасности в ходе расследования:
3.5.1. Должностным лицом, уполномоченным железнодорожной администрацией-пользовательницей, изымаются и хранятся скоростемерная лента или другой носитель информации о скорости локомотива (моторвагонного подвижного состава) установленный законодательством железнодорожной администрации, натурный лист поезда, справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии, бланки с записью предупреждений об ограничении скорости движения, бортовой журнал локомотива, видеозапись (диаграмма) последнего прохода путеизмерительного вагона по данному участку, результаты комиссионного осмотра пути и другие необходимые документы.
3.5.2. Составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава и грузов, следов схода железнодорожного подвижного состава с рельсов с привязкой к километрам и пикетам мест начала схода, остановки локомотива и отдельных групп вагонов.
3.5.3. Производится фотографирование или видеосъемка общего вида последствий нарушения безопасности, поврежденного пути, железнодорожного подвижного состава и состояния груза, обнаруженных на пути посторонних предметов, деформированных и изломанных деталей, перекрытых кранов, положения приборов управления локомотива и другие необходимые фото и видео материалы.
3.5.4. Составляются акты расшифровки записи регистраторов служебных переговоров причастных работников и осмотра места схода, технического состояния железнодорожного подвижного состава, пути, устройств СЦБ, связи и других устройств, имеющих значение при установлении причин нарушения безопасности (указанные акты подписываются руководителями причастных подразделений соответствующих хозяйств, первыми прибывшими на место происшествия).
3.5.5. Собираются письменные (в необходимых случаях с фиксацией на магнитофонной ленте) объяснения от лиц, причастных к нарушению безопасности, а также сведения от других работников и свидетелей, которые могут быть полезны для установления причины нарушения безопасности.
3.5.6. Выясняются и фиксируются погодные условия в момент нарушения безопасности.
3.6. Детали железнодорожного подвижного состава, рельсов и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин происшествия, должны храниться в течение всего периода служебного расследования и следствия. Ответственность за сохранность таких деталей и предметов несет железнодорожная администрация-пользовательница.
3.7. Представители причастных железнодорожных администраций, участвующие в служебном расследовании, имеют право на ознакомление со всеми документами служебного расследования, которые были составлены до их прибытия или без их участия, а также осмотра места нарушения безопасности движения (транспортного происшествия).