Действующий

Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки

6. Меры по стимулированию утилизации отходов от использования товаров, упаковки


Увеличению количества отходов, направляемых на утилизацию, с целью получения вторичного сырья или продукции (товаров и/или упаковки), а также созданию спроса на такое сырье и продукцию будут способствовать:

а) на стадии производства и реализации товаров и упаковки:

установление обязанности использовать упаковку, созданную с использованием определенной доли вторичного сырья;

прямой запрет на использование определенных видов товаров и упаковки, которые не подлежат утилизации либо плохо извлекаются из отходов, в связи с чем их утилизация практически невозможна;

установление критериев, характеризующих пригодность материалов, используемых при производстве товаров и упаковки, к утилизации (цикличность товаров и упаковки), и дифференциация ставок экологического сбора с учетом таких критериев;

недопустимость зачета утилизации трудноперерабатываемых отходов за счет смежных групп перерабатываемых отходов;

установление требований по приобретению товаров, в том числе упаковки, произведенных с применением вторичного сырья, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (установление обязанности закупки определенного объема товаров, произведенных с использованием вторичных материальных ресурсов, и (или) преимущества в 20% к цене закупки для таких товаров, установление требований к экологическим характеристикам при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг) вплоть до запрета закупки отдельных неперерабатываемых товаров и упаковки;

создание электронного каталога на базе информационной системы, содержащего информацию о технологиях производства товаров, в том числе произведенных из вторичного сырья, и интегрированного с системами закупок, что обеспечит доступность сведений при установлении критериев, характеризующих пригодность материалов, используемых при производстве товаров и упаковки, к утилизации;

пересмотр действующих и формирование новых нормативно-технических документов, строительных норм и правил для обеспечения допуска на рынок технологий и продукции с использованием вторичного сырья;

разработка рекомендаций для торговых сетей по постепенному вводу в оборот в торговых залах упаковки, произведенной из материалов, пригодных к утилизации, в том числе биоразлагаемых, в определенной доле к неперерабатываемой/трудноперерабатываемой упаковке, либо материалов, содержащих вторичное сырье;

меры государственной поддержки для инвестиционных проектов по переоборудованию производства с целью вовлечения вторичного сырья в производство;

увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

б) на стадии организации накопления и сбора отходов:

использование средств экологического сбора для создания и оборудования мест для сбора, раздельного накопления отходов, в том числе в торговых, общественных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других пространствах;

совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе санитарно-эпидемиологического и законодательства в области пожарной безопасности, позволяющего осуществлять накопление и сбор отходов в торговых и иных помещениях;

введение запрета на смешивание раздельно собранных видов, групп отходов и установление административной ответственности за нарушение такого запрета;

совершенствование порядка организации раздельного накопления отходов, в том числе в жилищно-коммунальном секторе;

отмена налога на доходы физических лиц для граждан при реализации отходов;

упрощение администрирования налога на добавленную стоимость с операций по реализации отходов между заготовителями и утилизаторами, что привлечет хозяйствующие субъекты, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, в деятельность по накоплению и сбору отходов.

Развитие системы раздельного накопления и сбора отходов (приемозаготовительные пункты, фандоматы), внедрение цифровых платформ и сервисов позволит сформировать современные поведенческие шаблоны рационального использования товаров. Наличие стабильного спроса на качественные незагрязненные отходы от использования товаров со стороны утилизаторов будет дополнительно стимулировать деятельность заготовителей вторичного сырья.

Повышение интереса граждан к участию в раздельном накоплении отходов достигается путем повышения уровня их осведомленности органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о системе обращения с отходами.