Действующий

Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки

4. Особенности регулирования упаковки и упаковочных отходов


По экспертным оценкам, около 50% объема твердых коммунальных отходов составляют отходы упаковки, при этом объем упаковки будет в дальнейшем увеличиваться, в том числе в связи с активным развитием электронной коммерции и сервисов доставки.

Таким образом, основной задачей механизма расширенной ответственности производителей применительно к сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является возврат упаковочных отходов в хозяйственный оборот.

Упаковка в основном имеет короткий жизненный цикл и зачастую предполагает ее одноразовое использование. При этом в упаковке содержится высокая доля пригодных к утилизации материалов, что определяет необходимость ее утилизации в полном объеме.

Однако нормативы утилизации в 2020 году по различным группам упаковки составляют от 10% до 45%. При этом показатель 45% относится к одной товарной группе "упаковка из гофрированного картона", что связано с наиболее развитым рынком вторичного сырья, получаемого в основном от промышленных предприятий и ритейла, а 10% - к группе "упаковка из текстильных материалов", где рынок вторичного сырья практически не развит.

Вместе с тем установленные нормативы утилизации в отношении упаковки не отвечают поставленной задаче по максимальному вовлечению использованной упаковки в оборот и требуют пересмотра.

Кроме того, установление нормативов утилизации на разном уровне для различных видов упаковки нарушает конкуренцию между упаковочными материалами. Установление более низких нормативов в отношении перерабатываемой в меньших количествах упаковки прямо противоречит ключевым принципам расширенной ответственности производителей.

Учитывая изложенное, а также негативные последствия для окружающей среды в случае захоронения отходов упаковки, целесообразно с 1 января 2022 г. определить ответственность за утилизацию отходов упаковки в размере, равном количеству выпущенной в оборот упаковки. Это позволит в части упаковки полностью отказаться от применения понятия норматива утилизации.

Учитывая многообразие видов упаковки, а также различные технологии ее производства, необходимо обеспечить утилизацию отходов упаковки без возможности зачета исполнения обязанности по утилизации за счет других видов отходов.

В настоящее время обязанность по обеспечению утилизации отходов упаковки возложена на производителей, импортеров товаров в упаковке. Такой подход обусловлен тем, что упаковка зачастую интегрирована с продукцией и именно товаропроизводитель устанавливает требования к ней, а также необходимостью стимулирования производителей, импортеров товаров в упаковке использовать более "экологичную" упаковку, которая при ее производстве наносит меньше вреда окружающей среде и может быть повторно использована, упаковку, которая сделана из биоразлагаемых (компостируемых) материалов, "облегченную" упаковку (например, стеклянную тару с меньшим весом).

Вместе с тем некоторые виды упаковки, по сути, являются самостоятельным товаром и не должны идентифицироваться как упаковка (пакеты, фольга, стаканчики, стретч-пленка и т.п.) и реализуются для различных целей (помещение в нее товара в местах розничной продажи или общественного питания, для доставки товаров и т.д.).

В отношении такой упаковки, учитывая специфику ее использования и практические трудности администрирования ее использования всеми предприятиями розничной сети, службами доставки, в соответствии с международным опытом целесообразно рассмотреть вопрос о возложении ответственности за ее утилизацию на ее производителей. При этом необходимо нормативно закрепить перечень таких видов упаковки и упаковочных материалов.

В случае импорта товара в упаковке ответственность в любом случае должен нести импортер товара. В ином случае существует риск возникновения неравных условий конкуренции между компаниями - производителями упаковки и импортерами, в том числе из стран Евразийского экономического союза, поскольку производитель упаковки для импортируемого товара не будет субъектом расширенной ответственности производителей в Российской Федерации. При этом необходимо нормативно закрепить требование об указании детальной информации об упаковке товара при его импорте (в настоящее время в таможенной декларации указывается только вид упаковки без разделения ее на типы и вес).

Кроме того, необходимо в систему расширенной ответственности производителей ввести ответственность за утилизацию комбинированной упаковки с установлением самостоятельных целевых показателей по утилизации. В отношении такой упаковки устанавливается, как правило, более высокая ставка экологического сбора, что обусловлено тем, что данный вид упаковки более сложен именно в части утилизации.