В России механизм расширенной ответственности производителей введен в 2015 году. Вместе с тем за первые 5 лет реализация расширенной ответственности производителей не привела к существенному экономическому стимулированию развития отрасли обращения с отходами от использования товаров (далее - отходы).
Существующая модель расширенной ответственности производителей предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства (далее - нормативы утилизации).
До настоящего времени не внедрена система оценки результативности функционирования действующей модели расширенной ответственности производителей, отсутствует надлежащее администрирование и контроль.
В России точное количество субъектов расширенной ответственности производителей неизвестно, что обусловлено невозможностью их идентификации в связи с тем, что обязанность по утилизации отходов распространяется на товары и упаковку с момента их первичной реализации, а не с момента их производства. При этом Росприроднадзор, который осуществляет надзор за исполнением обязанности по выполнению нормативов утилизации, не располагает первичной информацией о реализации товаров.
По экспертной оценке, в Российской Федерации свыше 160 тыс. организаций осуществляют производство и импорт товаров, в 2016 году лишь 10195 производителей и импортеров представили отчетность о выполнении нормативов утилизации. В 2017 году эта цифра составила 13190 организаций, в 2018 году - 12844, в 2019 году - 15175.
Особенно вопрос учета актуален в отношении упаковки товаров, используемой товаропроизводителями. Количество хозяйствующих субъектов, использующих упаковку (ритейл, интернет-магазины, сети общественного питания, рынки, доставка еды и другие), по данным Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", может достигать 4 млн. хозяйствующих субъектов.
Одной из проблем существующего института расширенной ответственности производителей в России является отсутствие установленных целевых показателей утилизации и наличие нормативов утилизации, которые по сути лишь определяют размер льготы при уплате экологического сбора и при этом не позволяют оценить результативность модели расширенной ответственности производителей.
Кроме того, основные недостатки института расширенной ответственности производителей связаны с нарушением принципа полного покрытия затрат и принципа стимулирования использования перерабатываемых материалов при производстве товаров, а также с отсутствием эффективного механизма целевого использования средств экологического сбора.
В результате в отношении утилизации отдельных видов отходов (отходы бумаги, отходы резинотехнических изделий, отходы пластика) отмечается существенная недозагрузка имеющихся мощностей, а также недостаточный уровень развития инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов в целом.
Кроме того, отсутствует взаимосвязь института расширенной ответственности производителей с региональными системами обращения с твердыми коммунальными отходами, что приводит к отсутствию эффективной комплексной системы обращения с отходами потребления и противоречиям между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с ними.