Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний
1. Настоящий Порядок определяет комплекс реализуемых органами публичной власти мероприятий по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (особо опасных, новых и (или) известных (возвращающихся) инфекционных заболеваний), способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - опасные инфекционные заболевания).
2. Настоящим Порядком регулируются вопросы, связанные с обеспечением координации взаимодействия органов публичной власти в целях снижения риска осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также с определением рисков возникновения угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (далее -риски).
3. Для координации деятельности органов публичной власти по предупреждению угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний и в целях оперативного реагирования на складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку Правительство Российской Федерации создает Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (далее - Координационный совет), утверждает положение о нем, а также его состав.
4. Координационный совет по представлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может создавать оперативный штаб по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (далее -оперативный штаб).
5. Оперативный штаб разрабатывает и утверждает план мероприятий по предупреждению распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, подготавливает предложения о введении ограничительных мер (в том числе карантина), организует проведение информационной кампании по профилактике опасных инфекционных заболеваний, а также информирует население о принимаемых мерах, направленных на предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний.
6. При возникновении угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает один из следующих уровней риска:
а) первый уровень - эпидемическое распространение опасных инфекционных заболеваний на территориях иностранных государств с возможностью их трансграничного распространения, создающее угрозу заноса опасных инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации;
б) второй уровень - наличие выявленных единичных случаев и локальных очагов опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации;
в) третий уровень - эпидемическое распространение опасных инфекционных заболеваний на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
7. В случае возникновения риска первого уровня:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека усиливает с учетом данных мониторинга и прогнозирования изменения санитарно-эпидемиологической обстановки в иностранных государствах санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении лиц (в том числе следующих транзитом через территорию Российской Федерации) и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также активизирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба усиливают контроль за ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания;
в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями, наличия необходимых лекарственных средств, оборудования, средств индивидуальной защиты, коечного фонда;
г) Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит мониторинг готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями;
д) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют при необходимости разработку и внедрение дополнительных методов диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний;
е) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по государственным резервам, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку достаточности запасов материальных ресурсов, необходимых для борьбы с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и в случае недостаточности таких запасов вносят в Координационный совет предложения об их увеличении;
ж) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам профилактики опасных инфекционных заболеваний и реализации противоэпидемических мероприятий;
з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют подготовку и внесение в оперативный штаб предложений об оказании содействия компетентным органам иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и международным организациям;
и) Министерство иностранных дел Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти организуют по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мероприятия, направленные на снижение риска заболевания (инфицирования) граждан Российской Федерации, находящихся в иностранных государствах, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также при необходимости организуют вывоз (эвакуацию) граждан Российской Федерации из этих государств.
8. Действия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска второго уровня. Кроме того, в этом случае:
а) Правительство Российской Федерации принимает на основании представления оперативного штаба решение об ограничении въезда в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и выезда таких лиц и транспортных средств из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в эти иностранные государства, а также об ограничении ввоза грузов, товаров и животных, прибывающих из этих иностранных государств, и их вывоза в эти иностранные государства;
б) Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет на основании представления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о реализации в Российской Федерации противоэпидемических мероприятий компетентные органы иностранных государств, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации таких мероприятий;
в) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают подготовку медицинских организаций к приему больных в целях оказания им медицинской помощи, а также формирование запаса средств диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты;
г) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает меры по предупреждению распространения недостоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке;
д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий планирование дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;
е) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации осуществляют оценку возможных финансово-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в случае угрозы их возникновения.