Действующий

Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (с изменениями на 5 октября 2021 года)

XXI. Требования охраны труда при проектировании судового оборудования

405. При проектировании палубного оборудования и приспособлений:

1) палубы в районах проходов и размещения швартовных, буксирных устройств и спасательных средств (а также наклонные участки палуб буксиров) должны иметь поверхности, предотвращающие скольжение;

2) в трюмах универсальных судоходных судов должны быть предусмотрены приспособления для крепления транспортных грузов. Приспособления не должны мешать передвижению по настилу трюма или выходить за габариты набора;

3) на грузоподъемных устройствах (кранах, стрелах) должны быть гаки, исключающие возможность самопроизвольной отстропки;

406. При проектировании швартовных и якорных устройств:

1) взаиморасположение и высота установки киповых планок роульсов, клюзов, кнехтов и швартовных механизмов должны быть такими, чтобы:

обеспечивалась проводка швартовых канатов с турачек и барабанов швартовных механизмов и лебедок на соответствующие клюзы или киповые планки без применения направляющих роульсов или с минимальным их количеством;

отсутствовала необходимость перехода через швартовые канаты, находящиеся под напряжением, или перехода под ними;

обеспечивался заход швартовых канатов на турачку под углом 90° к ее оси и на кнехт под углом не менее 80° к оси тумбы кнехта в вертикальной плоскости;

отсутствовало переламывание на реборде барабана швартовного каната, сходящего с барабана швартовной лебедки;

исключалась невозможность соскальзывания канатов, находящихся под натяжением, с роульсов или киповых планок;

отсутствовало соприкосновение натянутых швартовных канатов с острыми кромками судовых конструкций;

обеспечивалось безопасное наложение стопоров, перенос и закрепление швартовных канатов на кнехт;

2) турачки швартовных механизмов должны находиться на такой высоте, чтобы не затруднять обслуживание при наложении на них шлагов швартовных канатов при закладке швартовных канатов. Если верхний край горизонтальной турачки швартовного механизма находится на расстоянии более 1300 мм от палубы, а вертикальной турачки - более 1500 мм, то должны быть предусмотрены помосты соответствующей высоты. На торцевую поверхность турачки должны быть нанесены цвета безопасности.

Для работы на коренном конце у турачек швартовных механизмов должно быть обеспечено свободное пространство на палубе, не загроможденное никакими конструкциями и устройствами на расстоянии не менее 2500 мм от ближайшей точки образующей турачки по линии натяжения каната;

3) расстояние между кнехтами и ближайшими бортовым швартовными клюзами должно быть не менее 1500 мм (считая от кромки клюза до ближайшей тумбы кнехтов).

________________

Не относится к кнехтам с вращающимися тумбами.


Не допускается устанавливать кнехты ближе 800 мм (на малых судах - ближе 600 мм) от якорных цепей (от линии "якорный механизм - палубный якорный клюз"), а также ближе 400 мм (200 мм - для судов внутреннего водного транспорта) от фальшборта или других рядом стоящих конструкций. При невозможности выполнения такой нормы без нарушения минимальной ширины прохода необходимо предусмотреть вырез в фальшборте.

Не допускается устанавливать наклонные кнехты (V-образные).

Выступающие над палубой коробчатые фундаменты кнехтов следует закрывать со всех четырех сторон;

4) на судах должны устанавливаться автоматические швартовные лебедки. Общее количество швартовных канатов, заводимых с одно- и двухбарабанных лебедок, должно обеспечивать стоянку судов в портах. В случае невозможности разместить требуемое число швартовных лебедок или при их нецелесообразности рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами или другие устройства для механизации работ по числу канатов, предусмотренных характеристикой снабжения судна;

5) на комингсах люков помещений, предназначенных для хранения канатов, должны быть предусмотрены приспособления (роульсы или другие), предотвращающие повреждение канатов;

6) вьюшки следует располагать по возможности на одной палубе со швартовными устройствами и на обоих бортах судна (или в диаметральной плоскости), то есть так, чтобы исключалась необходимость переноса канатов с противоположного борта.

В случае необходимости расположения вьюшек на вышерасположенной палубе следует устанавливать металлические ролики или подушки для предотвращения трения канатов о надстройку, комингсы.

Вьюшки допускается устанавливать против трапов, выходов из помещений на расстоянии не менее 1000 мм;

7) судовые вьюшки должны иметь тормозные и фиксирующие устройства. Тормозные устройства должны иметь педальное управление.

Педали ножного тормоза не допускается устанавливать со стороны выхода каната с вьюшки. К тормозам должен быть обеспечен проход шириной не менее 600 мм;