234. Организация и проведение ремонтных работ на судах в период эксплуатации должны производиться в соответствии с требованиями Правил, инструкций заводов - изготовителей оборудования.
При привлечении к ремонтным работам на судне подрядных организаций заказчик и исполнитель работ обязаны сотрудничать в вопросах обеспечения охраны труда как работников подрядных организаций, так и членов судовой команды, находящейся во время ремонта на борту судна.
235. Члены экипажа судна, занятые на ремонте и техническом обслуживании, должны быть обеспечены инструментом и приспособлениями, соответствующими характеру выполняемых работ. Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из употребления.
236. Для снятия агрегатов и деталей массой более 16 кг следует применять грузоподъемные устройства (тельферы, тали), съемники.
237. Перед началом ремонтных работ капитан судна или механик (в зависимости от характера работ), или лицо командного состава, назначенное ответственным за проведение работ, обязаны:
1) проинструктировать членов экипажа судна, назначенных для выполнения работ, о технологии производства работ, о безопасных методах их выполнения с записью в соответствующем журнале инструктажей;
2) обеспечить соблюдение и выполнение ими требований Правил и инструкций по охране труда.
238. Помещения судов, в которых производятся ремонтные работы, и рабочие места должны быть освещены в соответствии с нормами искусственного освещения на судах.
239. В опасных местах при производстве ремонтных работ должны быть вывешены предупредительные знаки безопасности, открытые люки и проемы должны иметь ограждение.
240. Не допускается хранение на месте работ легковоспламеняющихся жидкостей и материалов. Запас керосина, масла, необходимый для промывки и смазки деталей, должен храниться не более дневной (сменной) нормы в железных бидонах в предусмотренных для этих целей помещениях.
241. Работы в период эксплуатации судов подразделяются на аварийные и работы по проведению плановых профилактических ремонтов.
При проведении аварийных ремонтных работ, связанных с опасностью для судна и его экипажа, допускаются отступления от правил безопасности с разрешения капитана судна при условии принятия мер предосторожности. Для этого следует убедиться в прочности применяемых для этой цели средств, обеспечивающих безопасность работающих.
Если работы должны производиться на высоте или за бортом судна, необходимо закрепить индивидуальный канат работающего через предохранительный пояс, а одного-двух помощников, страхующих его действия, прикрепить канатом за прочные судовые конструкции, при этом работающий должен быть в спасательном рабочем жилете (в случае опасности падения в воду).
242. При выполнении ремонтных работ на открытой палубе во время нахождения судна в море при свежей и штормовой погоде должно вестись наблюдение за окружающей обстановкой и в случае возникающей или возникшей опасности предупреждать работающих на палубе, на которых должны быть надеты спасательные жилеты и которые должны быть застрахованы предохранительными канатами, а инструмент привязан.
243. При организации рабочего места:
1) необходимо освободить рабочее место от предметов, мешающих работе;
2) руководитель работ (в зависимости от характера выполняемых работ) является ответственным за подготовку рабочих мест для производства ремонтных работ (ограждения, освещение, вентиляция, отключение оборудования от источников питания, вывешивание знаков безопасности, обеспечение безопасности проходов);
3) во время производства ремонтных работ люки, горловины и другие отверстия в палубах должны быть задраены. При вскрытии люков и горловин последние должны быть ограждены, на ограждениях должны быть вывешены предупредительные знаки безопасности с надписью "Проход опасен", а в темное время суток огражденные места должны быть освещены;
4) снимать выставленные ограждения можно только с разрешения лица, ответственного за проведение работ;
5) входные люки в судовые помещения, в которых проводятся ремонтные работы при снятых трапах, должны быть ограждены, проходы к ним - закрыты и освещены. После окончания работ трапы должны быть установлены на место и закреплены;
6) снятые во время ремонтных работ поручни трапов должны заменяться леерами или проход по таким трапам должен быть закрыт;
7) запрещается ходить по открытым флорам, стрингерам и по отдельным доскам;
8) снятые на время ремонта решетки в машинном отделении следует заменить прочными, закрепленными щитами или закрыть проходы. По окончании работ решетки должны быть уложены на место и закреплены;
9) запрещается раскладывать инструменты, детали механизмов, устройств и приспособлений на решетки, подвески, планшири;
10) запрещается производить работы одновременно в двух уровнях по одной вертикали;
11) для освещения должны применяться переносные аккумуляторные фонари, номинальным напряжением 12 В или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении при работах:
в танках и вблизи от танков;
в малярных кладовых;