78. Доступ на судно должен осуществляться через забортный трап или сходни надлежащей конструкции, соответствующей высоте надводного борта судна. Средства для доступа на судно и подходы к нему должны быть освещены.
79. Забортные трапы и сходни должны испытываться один раз в 5 лет и также в случае их ремонта. Один раз в год должно производиться освидетельствование предохранительных сеток на пригодность к дальнейшему использованию с оформлением судового акта.
80. Дефекты средств доступа на судно, а также снег, лед или смазку следует удалять незамедлительно.
81. В месте установки забортного трапа (сходни) должен находиться спасательный круг с лампочкой автоматического включения и веревкой длиной не менее 30 м.
82. Зазор между причалом и судном в местах размещения средств доступа должен быть перекрыт предохранительной сеткой, которая должна выступать за боковые части трапа (сходни) на расстояние 1,5 м и должна быть закреплена на судне и причале.
Разрешается оборачивать трап сеткой (сетка устанавливается под всем маршем трапа и ее края крепятся за поручни). Сетка должна иметь маркировочное кольцо, где указывается заводской номер, месяц и год изготовления.
83. Стационарные судовые устройства и механизмы, создающие препятствия перемещению по судну, должны иметь предупредительные надписи, маркировки (знаки безопасности) и соответствующую подсветку, освещение.
84. Укладку палубного груза надлежит производить таким образом, чтобы он не препятствовал безопасному передвижению по судну и проведению судовых работ.
85. Подъем и заваливание мачт должны производиться по распоряжению вахтенного помощника капитана при помощи механических устройств.
86. Запрещается находиться под мачтой во время ее заваливания и подъема.
87. Работы по замене такелажа, отличительных фонарей должны производиться при заваленных мачтах.
88. При подготовке и использовании забортных трапов и сходней:
1) доступ на судно в портах должен обеспечиваться установкой забортного трапа, сходни и установкой подтрапной сетки, которые должны перемещаться одновременно с движением судна во время прилива и отлива или при перемещении вдоль причала;
2) средства доступа на судно размещаются в местах, над которыми не производится перемещение грузов;
3) средства доступа на судно не должны располагаться на расстоянии менее 2 м к крановому пути, чтобы избежать их повреждения краном, двигающимся по этому пути;
4) просвет более 150 мм между ограждением трапа или сходни и вырезом в фальшборте судна должен быть огражден;
5) в случае опоры сходни на причал катком (колесами) опоры сходни должны быть установлены или ограждены для исключения случаев попадания ноги человека между катком (колесом) и поверхностью причала.
Колеса или каток сходни следует устанавливать на ровную поверхность при отсутствии препятствий или углублений, способных ограничить свободу движения катка (колеса);
6) ответственным за обеспечение положения забортного трапа, сходни и состояние леерного ограждения является вахтенный помощник капитана;
7) вахтенный у трапа обязан при передвижении по трапу исключить случаи движения "в ногу", одновременного нахождения на площадках более двух человек, а также встречное передвижение на однопоточных трапах;
8) на забортный трап с неповорачивающимися неэвольвентными ступенями при угле наклона к горизонту более 30° следует укладывать по всей его длине съемный настил, имеющий поперечные планки. Настил должен быть закреплен;
9) передвижение людей с грузом массой более 20 кг допускается по сходням и трапам, если они имеют наклон к горизонту менее 30°;
10) установка переходных мостиков и сходней должна быть с углом наклона не более 30° к горизонту;
11) в случае неисправности трапа доступ к нему должен быть перекрыт и вывешен запрещающий знак "Проход запрещен".
89. При передвижении по судну:
1) при передвижении по вертикальным трапам, штормтрапам, спуске и подъеме в беседке запрещен перенос груза;
2) поручни, ступени трапов, настилы сходней, палубы проходов и рабочих мест, подножные решетки должны быть всегда очищены от масел, воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению;
3) спускаться и подниматься по вертикальному трапу следует по одному. В зимнее время для передвижения по вертикальному трапу необходимо использовать только сухие рукавицы;