Действующий

Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (с изменениями на 5 октября 2021 года)

VII. Требования охраны труда при передвижении по судну

78. Доступ на судно должен осуществляться через забортный трап или сходни надлежащей конструкции, соответствующей высоте надводного борта судна. Средства для доступа на судно и подходы к нему должны быть освещены.

79. Забортные трапы и сходни должны испытываться один раз в 5 лет и также в случае их ремонта. Один раз в год должно производиться освидетельствование предохранительных сеток на пригодность к дальнейшему использованию с оформлением судового акта.

80. Дефекты средств доступа на судно, а также снег, лед или смазку следует удалять незамедлительно.

81. В месте установки забортного трапа (сходни) должен находиться спасательный круг с лампочкой автоматического включения и веревкой длиной не менее 30 м.

82. Зазор между причалом и судном в местах размещения средств доступа должен быть перекрыт предохранительной сеткой, которая должна выступать за боковые части трапа (сходни) на расстояние 1,5 м и должна быть закреплена на судне и причале.

Разрешается оборачивать трап сеткой (сетка устанавливается под всем маршем трапа и ее края крепятся за поручни). Сетка должна иметь маркировочное кольцо, где указывается заводской номер, месяц и год изготовления.

83. Стационарные судовые устройства и механизмы, создающие препятствия перемещению по судну, должны иметь предупредительные надписи, маркировки (знаки безопасности) и соответствующую подсветку, освещение.

84. Укладку палубного груза надлежит производить таким образом, чтобы он не препятствовал безопасному передвижению по судну и проведению судовых работ.

85. Подъем и заваливание мачт должны производиться по распоряжению вахтенного помощника капитана при помощи механических устройств.

86. Запрещается находиться под мачтой во время ее заваливания и подъема.

87. Работы по замене такелажа, отличительных фонарей должны производиться при заваленных мачтах.

88. При подготовке и использовании забортных трапов и сходней:

1) доступ на судно в портах должен обеспечиваться установкой забортного трапа, сходни и установкой подтрапной сетки, которые должны перемещаться одновременно с движением судна во время прилива и отлива или при перемещении вдоль причала;

2) средства доступа на судно размещаются в местах, над которыми не производится перемещение грузов;

3) средства доступа на судно не должны располагаться на расстоянии менее 2 м к крановому пути, чтобы избежать их повреждения краном, двигающимся по этому пути;

4) просвет более 150 мм между ограждением трапа или сходни и вырезом в фальшборте судна должен быть огражден;

5) в случае опоры сходни на причал катком (колесами) опоры сходни должны быть установлены или ограждены для исключения случаев попадания ноги человека между катком (колесом) и поверхностью причала.

Колеса или каток сходни следует устанавливать на ровную поверхность при отсутствии препятствий или углублений, способных ограничить свободу движения катка (колеса);

6) ответственным за обеспечение положения забортного трапа, сходни и состояние леерного ограждения является вахтенный помощник капитана;

7) вахтенный у трапа обязан при передвижении по трапу исключить случаи движения "в ногу", одновременного нахождения на площадках более двух человек, а также встречное передвижение на однопоточных трапах;

8) на забортный трап с неповорачивающимися неэвольвентными ступенями при угле наклона к горизонту более 30° следует укладывать по всей его длине съемный настил, имеющий поперечные планки. Настил должен быть закреплен;

9) передвижение людей с грузом массой более 20 кг допускается по сходням и трапам, если они имеют наклон к горизонту менее 30°;

10) установка переходных мостиков и сходней должна быть с углом наклона не более 30° к горизонту;

11) в случае неисправности трапа доступ к нему должен быть перекрыт и вывешен запрещающий знак "Проход запрещен".

89. При передвижении по судну:

1) при передвижении по вертикальным трапам, штормтрапам, спуске и подъеме в беседке запрещен перенос груза;

2) поручни, ступени трапов, настилы сходней, палубы проходов и рабочих мест, подножные решетки должны быть всегда очищены от масел, воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению;

3) спускаться и подниматься по вертикальному трапу следует по одному. В зимнее время для передвижения по вертикальному трапу необходимо использовать только сухие рукавицы;