Действующий

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах (с изменениями на 31 июля 2023 года)

Статья 1


Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; N 22, ст.2564; 2008, N 48, ст.5519; 2009, N 51, ст.6155; 2010, N 31, ст.4198; N 40, ст.4969; N 45, ст.5752; N 49, ст.6420; 2011, N 27, ст.3873; N 47, ст.6611; N 49, ст.7014; 2012, N 27, ст.3588; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4081; N 40, ст.5037; 2014, N 14, ст.1544; N 26, ст.3404; N 45, ст.6157, 6158; N 48, ст.6657; 2015, N 18, ст.2616; N 24, ст.3377; 2016, N 7, ст.920; N 15, ст.2063; N 18, ст.2486, 2506; N 27, ст.4173, 4176, 4177; N 49, ст.6844; 2017, N 49, ст.7307, 7313, 7315; 2018, N 31, ст.4821; N 32, ст.5095; N 45, ст.6828; N 53, ст.8416; 2019, N 39, ст.5375; 2020, N 46, ст.7212, 7215; N 48, ст.7627) следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 31:

а) в абзаце первом слова "либо через личный кабинет налогоплательщика" заменить словами ", либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу,";

б) в абзаце втором слова "либо через личный кабинет налогоплательщика" заменить словами ", либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу";

2) в статье 76:

а) абзац первый пункта 2 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящей статьей";

б) дополнить пунктом 3_4 следующего содержания:

"3_4. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг.";

3) пункт 1_1 статьи 88 изложить в следующей редакции:

"1_1. При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.";

4) в статье 89:

а) в пункте 5_1:

абзац первый после слова "проводится" дополнить словом "(проведен)";

подпункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).";

б) абзац первый подпункта 2 пункта 10 изложить в следующей редакции:

"2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом повторной выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).";

5) подпункты 3 и 4 пункта 4_1 статьи 89_1 изложить в следующей редакции:

"3) невыполнение в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций, направленного участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на прибыль указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;

4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение суммы полученного убытка).";

6) в пункте 1 статьи 92:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:";

б) дополнить новыми абзацами вторым, третьим и абзацем четвертым следующего содержания:

"1) при проведении выездной налоговой проверки;

2) при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8_1 и 8_9 статьи 88 настоящего Кодекса;

3) при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8_1 и 8_9 статьи 88 настоящего Кодекса.";