Чтение текста проводится посредством осязания, в основном, подушечками указательных пальцев левой и правой рук одновременно, слева направо, с быстрым переходом в начало следующей строки и повторным движением направо (при этом, как правило, правая рука является "ведущей", поддерживающей направление по горизонтали, а левая - распознающей символы).
Примечание - При травмах кистей рук распространены случаи чтения другими пальцами рук, одной рукой, губами. Чтение "глазами" при наличии остаточного зрения, как доказано на практике и исследованиями, приводит к большой утомляемости зрения и в результате к его ухудшению. Это же относится к педагогам с нормальным зрением, работающим со слепыми и профессионально читающими брайлевские тексты.
Таким характером чтения обусловлено особое значение соблюдения физических параметров брайлевского шрифта. Площадь, занимаемая брайлевским знаком (его высота и ширина), должна соответствовать площади подушечки читающего пальца, высота точек, расстояния между точками, знаками, строками должны учитывать пороги осязательной чувствительности, а также утомляемость и скорость чтения. Тактильные нервы на подушечках пальцев находятся на расстоянии примерно 1,3 мм друг от друга, ближе расположенные точки невозможно не отождествить как одну. Особенно это касается расстояния между соседними точками. Меньшие размеры, чем те, которые определены далее как "мелкий шрифт", не допускаются. Сам же "мелкий шрифт" не допускается в материалах, предназначенных для детей и недавно ослепших людей, начинающих читать по Брайлю, а также не рекомендуется для тех изданий, чтение которых требует оптимальной скорости и минимальной утомляемости. С другой стороны, из-за ограничения поверхности подушечки пальца, чувствительной в отношении тактильного восприятия, размеры, чем определенные для "стандартного шрифта", также не допускаются.
При этом для шрифтов обоих названных уровней должны выполняться следующие общие требования:
- все знаки (в том числе пробел(ы) имеют одну и ту же постоянную ширину);
- все знаки в печатных текстах, тактильных табличках и тому подобных имеют одну и ту же высоту;
- знаки печатных текстов, тактильных табличек и тому подобных следует располагать таким образом, чтобы они стояли строго вертикально друг над (под) другом. Это также означает, что промежутки между знаками расположены вертикально друг над (под) другом;
- точки печатного текста (таблички) имеют одни и те же размеры, горизонтальные и вертикальные расстояния друг от друга внутри знака;
- точки одного брайлевского символа, расположенные по вертикали, не должны отклоняться от этой вертикали более чем на 0,1 мм;
- точки в горизонтальных парах не должны отклоняться от горизонтали более чем на 0,1 мм.
Стабильность всех указанных параметров шрифта, отсутствие сближения (слияния) строк и знаков являются ключевыми моментами в обеспечении однозначной распознаваемости текста, скорости и осмысленности чтения.
Необходимо учитывать, что в современной России большинство читающих по Брайлю представляет собой две основные группы:
1) школьники;
2) люди старшего возраста.
У школьников навыки осязательного распознавания знаков Брайля, особенно в младшей школе, еще находятся в стадии формирования. По мере обучения они постоянно знакомятся с новыми символами и их брайлевскими обозначениями, что требует постоянного внимания, не допускает отвлечений на технику чтения.
Люди старшего возраста, проходя трудовую реабилитацию на предприятиях (учреждениях, организациях), чаще всего выполняют ручные сборочные работы, что приводит к огрублению кожи пальцев, притуплению осязания. Кроме того, определенную часть читающих по Брайлю составляют также люди, ставшие инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы или аварий на производстве.
Поэтому в современных условиях необходимы адаптированные параметры шрифта для распознавания знаков Брайля. Вместо трехуровневого деления стандартов шрифта по размерам, как это узаконено в Европе, данный стандарт предлагает двухуровневое деление: стандартный шрифт и мелкий шрифт.