Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 34689-2020



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

Технические требования для перевозки инвалидов

Subway cars. Technical requirements for transportation of disabled persons



МКС 45.060

Дата введения 2021-03-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "МЕТРОВАГОНМАШ" (АО "МЕТРОВАГОНМАШ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2020 г. N 1144-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34689-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2021 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 50954-96*

________________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2020 г. N 1144-ст ГОСТ Р 50954-96 отменен с 1 марта 2021 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на новые и/или модернизированные (модифицированные, усовершенствованные) вагоны метрополитена (далее - вагоны), предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в инвалидных креслах-колясках, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению и/или восприятию зрительной или звуковой информации.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к оборудованию, системам и устройствам вагонов, выполнение которых обеспечивает доступность и безопасность проезда для пассажиров-инвалидов.

Примечание - Требования настоящего стандарта учитывают также потребности пассажиров с ограничениями в движении, таких как лица пожилого возраста.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемых в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на ссылочный документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию данного документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пассажир-инвалид: Человек с ограничениями жизнедеятельности (инвалид), которому не противопоказано пользоваться общественным транспортом, в том числе лица с нарушением опорно-двигательных функций (передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т.п.), а также с сердечной и респираторной недостаточностью, с нарушением слуха или зрения.

Примечание - Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата человеком способности и возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.

3.2 инвалидное кресло-коляска; кресло-коляска: Техническое средство (устройство) на колесах, оснащенное системой сиденья и предназначенное для персонального передвижения одного человека (пользователя) с ограниченной подвижностью.

Примечания

1 Под системой сиденья понимается совокупность поверхности сиденья и опоры спины пользователя вместе с присоединяющими их устройствами, а также аксессуары, необходимые для размещения пользователя.

2 Для целей настоящего стандарта рассмотрены кресла-коляски, габаритные размеры которых не превышают установленных в ГОСТ 30471-96 (пункт 4.2).

3.3 беспрепятственная посадка (высадка) пассажира-инвалида: Передвижение пассажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом с пассажирских платформ в вагон (из вагона на платформу), совершаемое без необходимости преодолевать препятствия.

Примечание - Под препятствием понимается неподвижный объект в границе полосы движения (выступ, углубление) или зазор, не позволяющий продолжить равномерное, прямолинейное движение кресла-коляски.

3.4 беспрепятственный доступ пассажира-инвалида к месту размещения: Передвижение пассажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом по вагону без необходимости преодолевать препятствия и с возможностью осуществления необходимых маневров на пути к местам установки и крепления кресел-колясок.

3.5 вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, поверхность которого перекрывает пространство (горизонтальный зазор) между внешним краем посадочной площадки пассажирской платформы и внешним краем порога входных дверей вагона (при отсутствии порога - поверхностью пола вагона), обеспечивая возможность беспрепятственного прохода (проезда) пассажиров-инвалидов.

Примечание - Применяемые для беспрепятственной посадки (высадки) пассажира-инвалида в вагон вспомогательные посадочные устройства могут быть установлены в вагоне или на платформе.

3.6 устройство крепления кресла-коляски: Совокупность технических средств, обеспечивающих крепление в вагоне кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвалидом при штатных ситуациях эксплуатации вагона, предусмотренных правилами технической эксплуатации.

Примечание - Устройство крепления препятствует самопроизвольному перемещению кресел-колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при ускорении и торможении поезда.

3.7 опорное устройство (для инвалида): Вспомогательное техническое средство, предназначенное для опоры и поддержки пассажиров-инвалидов в процессе их передвижения при посадке в вагон (высадке из вагона) и внутри вагона во время поездки.

     4 Общие требования

4.1 Для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должны быть специально оборудованы головные (с кабиной управления) вагоны. В составе поезда для проезда пассажиров в инвалидных креслах-колясках должно быть оборудовано по одному месту в каждом головном вагоне.

Примечание - В процессе перевозки контроль за посадкой и высадкой пассажиров-инвалидов и централизованное управление открытием дверей (в соответствии с 6.1) осуществляется в первом по ходу движения поезда вагоне.

Для обеспечения доступности проезда пассажиров-инвалидов с нарушениями слуха или зрения не только в головных, но и в остальных вагонах подвижного состава предусмотрены требования 5.7, 6.5, 10.2, 10.3, 11.3.

4.2 Конструкция и планировка вагонов, предназначенных для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должны обеспечивать:

- беспрепятственную посадку (высадку) пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, самостоятельно и с сопровождающим инвалида лицом, в вагон (из вагона), которая (с учетом применения вспомогательных посадочных устройств) совершается без необходимости преодолевать препятствия высотой более 30 мм, зазоры более 50 мм;

- беспрепятственный доступ пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, к местам своего размещения в вагоне в соответствии с 5.7, с возможностью осуществления необходимых маневров в соответствии с 5.3;

- размещение пассажиров-инвалидов в специально выделенной зоне в вагоне, оборудованной местом (местами) для установки кресла-коляски с находящимся в нем инвалидом, местами для пассажиров-инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и местами для сопровождающих инвалидов лиц.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».