ГОСТ 34686-2020
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА
Термины и определения
Motor vehicles. Braking properties. Terms and definitions
МКС 43.040.40
Дата введения 2021-06-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1013-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34686-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлименты.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения (буквенные обозначения) основных понятий в области торможения автомобильных транспортных средств (далее - АТС).
Настоящий стандарт не распространяется на документацию, выпущенную до его введения.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с [1], [2] и [3].
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Для отдельных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, когда исключена возможность различного их толкования.
В случаях, исключающих возможность неправильного толкования терминов, допускается опускать слова в терминах.
Пример - вместо "рабочее тело тормозного привода" - "рабочее тело привода".
Стандарт содержит алфавитный указатель стандартизованных терминов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Общие понятия
1 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.
2 полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.
3 частичное торможение: Торможение, в результате которого не происходит остановки АТС.
4 регулируемое торможение: Торможение, при котором водитель АТС в любой момент может последовательно в пределах рабочего диапазона увеличить или уменьшить тормозную силу посредством воздействия на орган управления.
5 служебное торможение: Регулируемое торможение с целью плавного снижения скорости АТС.
6 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.
7 аварийное торможение: Торможение АТС, совершаемое при отказе части тормозной системы.
8 начало торможения: Момент времени, в который в тормозную систему поступил сигнал начать торможение.
Примечание - См. рисунок 1, точка Н.
J - замедление АТС; Н - начало торможения; Т - время торможения; К - конец торможения; - время запаздывания тормозной системы; - время нарастания замедления; - время срабатывания тормозной системы; - время установившегося торможения; - время расторможения
Рисунок 1 - Тормозная диаграмма
9 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось
Примечание - См. рисунок 1, точка К.
10 начальная скорость торможения: Скорость АТС в начале торможения