Положение о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта
1. Настоящее Положение определяет требования к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, а также порядок мониторинга и контроля целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта.
2. Настоящее Положение применяется при принятии и реализации институтом инновационного развития решений об осуществлении финансового обеспечения реализации инновационного проекта за счет средств государственной поддержки, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования.
Понятия в настоящем Положении используются в значениях, установленных Правилами оценки эффективности, особенностями определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемыми при проведении такой оценки критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление).
3. Пункты 4-18 настоящего Положения не применяются к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) института инновационного развития, за исключением грантов, предоставленных институтом инновационного развития за счет средств субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16_4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", а также к инновационным проектам и (или) инвестиционным фондам, решения о начале финансового обеспечения, в том числе путем предоставления грантов, которых были приняты институтом инновационного развития, его дочерним обществом до вступления в силу постановления.
4. В целях обеспечения мониторинга и контроля реализации инновационных проектов, мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки в институте инновационного развития обеспечивается функционирование основанной на использовании наилучших доступных практик и стандартов корпоративного управления системы корпоративного управления, которая может предусматривать наличие следующих органов и осуществляемых ими процедур или части указанных органов и процедур (если применимо):
уполномоченные органы института инновационного развития, осуществляющие в том числе рассмотрение и принятие решения о финансовом обеспечении инновационного проекта (в порядке, определяемом локальными нормативными актами института инновационного развития);
комитет по аудиту или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к задачам которого относится в том числе осуществление контроля за эффективностью функционирования системы внутреннего контроля, управления рисками и системы корпоративного управления института инновационного развития;
ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью института инновационного развития;
комитет по стратегии или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к основным задачам которого относятся подготовка и рассмотрение рекомендаций по вопросам стратегического развития института инновационного развития;
инвестиционный комитет или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, осуществляющий рассмотрение инновационных проектов и параметров их реализации;
службы внутреннего аудита и внутреннего контроля, управления рисками и иные.
Состав уполномоченных органов института инновационного развития и формируемых при них рекомендательных (совещательных) органов в рамках системы корпоративного управления определяется институтом инновационного развития самостоятельно исходя из особенностей осуществляемой инновационной деятельности, организационно-правовой формы и устанавливается локальными нормативными актами института инновационного развития.
В рамках указанной системы может формироваться система отчетности, включая отчетность, представляемую уполномоченным органам института инновационного развития различного уровня, отчетность, подтвержденную независимыми аудиторами, управленческую отчетность, публичную отчетность и иные виды отчетности. Объем, характер, формы и регулярность представления отчетности устанавливаются институтом инновационного развития самостоятельно с учетом особенностей как самого института инновационного развития, так и реализуемых при его поддержке инновационных проектов, включая стадию их реализации, уровень готовности технологии, объем и форму финансового обеспечения, уровень рисков и иные особенности.
5. Основными задачами мониторинга и контроля реализации инновационного проекта являются:
наблюдение за ходом реализации инновационного проекта, реализуемого с использованием средств государственной поддержки;
выявление рисков проекта на этапе реализации (определяются внутренние или внешние события и (или) условия, реализация которых может отразиться на достижении институтом инновационного развития целей реализации инновационного проекта), а также принятие решения об управлении тем или иным риском инновационного проекта в соответствии с Правилами определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденными постановлением, а также методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной уполномоченным органом института инновационного развития в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16_4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";
оценка достижения целевых показателей реализации инновационного проекта, на достижение которых предоставляются средства, указанных в соглашении между институтом инновационного развития, его дочерним обществом, или инвестиционным фондом, или "портфельной" компанией, или конечным получателем государственной поддержки о предоставлении средств государственной поддержки в целях реализации проекта.
Предметом мониторинга и контроля реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки являются:
ход реализации инновационного проекта;
риски, влияющие на возможность реализации и достижения целей инновационных проектов в установленные сроки;
достижение основных результатов реализации инновационного проекта "портфельной" компанией и (или) конечным получателем государственной поддержки.
6. Основной задачей мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки, предоставленных институтом инновационного развития, является обеспечение целевого использования (расходования) средств государственной поддержки в процессе реализации инновационного проекта посредством наблюдения (в том числе выборочного, с учетом устанавливаемых локальными нормативными актами института инновационного развития пороговых значений для осуществления наблюдения) за целевым характером использования (расходования) средств государственной поддержки.
Предметом мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки являются средства государственной поддержки, предоставленные институтом инновационного развития в рамках реализации инновационного проекта.
7. Основными требованиями к осуществлению мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, а также мониторинга и контроля целевого использования (расходования) средств государственной поддержки при реализации инновационных проектов являются:
а) соблюдение прав и законных интересов всех участников реализации инновационного проекта;
б) разумная детализация и объем отчетной информации;