ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 3 декабря 2020 года N 487

Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог"



В соответствии с подпунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог".     

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.Алёшин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

25 декабря 2020 года,

регистрационный N 61821

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 декабря 2020 года N 487

     

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог"

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248).

ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются грузовые подвесные канатные дороги при:

а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;

б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;

в) проведении экспертизы промышленной безопасности.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на ОПО, состоящие из строительной части (здания и сооружения) и технического устройства (технологического оборудования), служащего для транспортирования грузов в подвижном составе (вагонетках, имеющих в своем составе ходовые тележки, шарнирную подвеску, откидывающийся или раскрывающийся кузов), перемещающемся по канатам и/или посредством канатов, которые поддерживаются установленными на линии опорами (далее - ГПКД, грузовые подвесные канатные дороги), и оборудование, используемое совместно с ГПКД:

а) ГПКД с непрерывным кольцевым движением прикрепленного к канату, предназначенному для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава (далее - несуще-тяговый канат) подвижным составом, отцепляемым от каната на станциях (далее - одноканатные кольцевые ГКПД с отцепляемым на станциях подвижным составом);

б) ГПКД с непрерывным кольцевым движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату (далее - одноканатные кольцевые ГКПД с неотцепляемым на станциях подвижным составом)

в) ГПКД с непрерывным кольцевым движением отцепляемого на станциях подвижного состава по несущему канату (или жесткому рельсу) посредством каната, предназначенного для перемещения подвижного состава по несущему канату или рельсовому пути (далее - тяговый канат) (далее - двухканатные кольцевые ГКПД с отцепляемым на станциях подвижным составом);

г) ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату (далее - одноканатные ГПКД);

д) ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава по канату, по которому перемещается подвижной состав (далее - несущему канату) посредством тягового каната (далее - двухканатные ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава).

3. Настоящие ФНП обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в отношении ГПКД виды деятельности в области промышленной безопасности, указанные в пункте 1 настоящих ФНП, а также их работниками.

4. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).

Организация, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие ГПКД (далее - эксплуатирующая организация), по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивают выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности ГПКД в сроки, указанные в экспертном заключении, или выводит ГПКД из эксплуатации.

5. Организации, занятые в сфере изготовления, монтажа, наладки, ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ГПКД (далее - специализированные организации), должны иметь квалифицированных работников, соответствующих обязательным требованиям в области промышленной безопасности в части их аттестации по вопросам промышленной безопасности в порядке, установленном Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 44, ст.6204), а также получения в соответствии с частью 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" дополнительного профессионального образования.

II. Соблюдение требований проектной (конструкторской) документации ГПКД

6. Здания, сооружения и технические устройства (технологическое оборудование) ГПКД должны соответствовать проектной (конструкторской) документации в части требований, установленных нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

7. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.

8. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.

III. Общие требования к безопасности технологических процессов ГПКД

9. Длина натяжного участка несущих канатов, по которому перемещается подвижной состав должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и на закрепленных жестко или качающихся устройствах на опоре или станции, обеспечивающих поддержку или отклонение несущего каната (далее - башмак (опорный, отклоняющий) не превышает 30 процентов от расчетного.

10. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:

для одноканатных кольцевых ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом - 3 м/с;

для одноканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с;

для двухканатных кольцевые ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с.

При наличии на сооружениях, предназначенных для погрузки и разгрузки подвижного состава или перехода его на другой приводной участок, на котором вагонетка, отсоединенная от тягового (несуще-тягового) каната, принудительно перемещается по жесткому рельсу (далее - станция) ГПКД, указанных выше в настоящем пункте, горизонтальных обводных шкивов скорость движения вагонеток должна составлять 1,6 м/с - для груженых и 2,0 м/с - для порожних, а при наличии на несущих канатах линейных муфт или предохранительных бандажей скорость движения вагонеток должна составлять 3,5 м/с;

одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 8 м/с;

двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 12 м/с.

11. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:

0,1 м - до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;

0,6 м - до стен в местах возможного нахождения людей;

0,2 м - до выступающих частей колонн;

0,3 м - до настила предохранительного моста;

0,5 м - до предохранительной сетки.

12. На участке местности, на котором расположены опоры ГПКД между конечными линейными станциями с расположенным на нем оборудованием (далее - трасса ГПКД), расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:

над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей - не менее 5 м;

над зданиями и сооружениями - не менее 2 м;

над незастроенными территориями - не менее 2,5 м;

допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).

13. Нижний габарит ГПКД должен соответствовать условию прохода вагонетки с опрокинутым кузовом с учетом продольного качания, максимального провеса несущих или тяговых канатов, а для предохранительных сетей - из максимального их провеса при падении вагонетки или груза.

14. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой (с учетом поперечного качания каната и вагонеток) и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей - не менее 2 м.

15. Расстановка частей оборудования ГПКД, предназначенных для поддержания канатов по трассе на проектной высоте (далее - линейные опоры) по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций, должна быть выполнена с учетом:

соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 12,13 ФНП;

обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.

16. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.

17. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:

А: 2 + 2 метра,


где А - ширина колеи канатной дороги (расстояние между несущими (несуще-тяговыми) канатами), измеряемая в метрах.

18. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.

19. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице N 1.

Таблица N 1

Нагрузка

Коэффициент динамичности для элементов конструкций

из стали

из бетона

из дерева

Натяжение тягового каната

1,2 (1,5)

1,3 (1,6)

1,1 (1,4)

Вес привода

1,3

1,4

1,2

Вес движущейся вагонетки

1,1

1,1

1,0


Коэффициенты динамичности, указанные в таблице в скобках, принимаются в случаях, когда нагрузка от тягового каната является основной.

20. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должна соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:

1,2 - для нагрузок от натяжения несущих канатов (для конструкций с консольной нагрузкой от несущих канатов для порожнякового каната коэффициент надежности по нагрузкам допускается принимать равным 1,0 при минимальном натяжении каната);

1,4 - для нагрузок от натяжения тягового каната;

1,2 - для нагрузок от натяжения сетевых и расчалочных канатов;

1,0 - для динамической горизонтальной нагрузки сопротивления при проходе вагонетки через опору;

1,2 - для нагрузок от веса вагонеток, включая вес груза в кузове вагонетки;

1,1 - для нагрузок от веса оборудования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»